Атомная энергетика - это не только АЭС. На ядерном топливе работают мирные атомные ледоколы и военные подводные лодки. Причем проблема не только в том, как обеспечить их безопасную работу, но и в том, как хранить отработанное ядерное топливо и другие радиоактивные отходы без ущерба для природы.
155 подводных лодок
Утилизацией наследия «холодной войны» в Росатоме занимается специальное подразделение - ФГУП «СевРАО» (см. справку). Его задача - утилизировать накопленные в Мурманской области отходы от деятельности Военно-морского флота.
- Всего на территории стоит 155 списанных атомных подводных лодок (АПЛ), - говорит вице-адмирал Валерий Пантелеев, директор СевРАО. - Из них на сегодняшний день разобраны в безопасное состояние 40.
На днях объекты СевРАО посетил глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко. По иронии судьбы именно он, еще будучи премьер-министром в 1998 году, подписал указ о передаче этих объектов из ведения Минобороны атомщикам.
- Тогда у меня были сомнения, справятся ли они с проблемами, с которыми не смогло справиться мощное оборонное ведомство, - признался Сергей Кириенко журналистам. - Если вспомнить, что было и в Сайда Губе, и в губе Андреева, и посмотреть, что там сейчас, можно констатировать, что коллектив СевРАО с блеском выполнил поставленные задачи. Наиболее рискованные и сложные проблемы уже решены.
К примеру, в Сайда Губе построен самый современный завод по утилизации АПЛ. Там подводные лодки разрезают на части, перерабатывают и подготавливают к длительному сухому хранению. Суть в том, что через 60 - 70 лет за счет естественного полураспада металл, из которого сделаны подлодки, станет абсолютно безопасным. И эту высоколегированную сталь можно будет использовать для других целей.
- Нигде в мире такого объекта нет, - хвастается Валерий Пантелеев. - На нем мы покрываем специальной краской блоки АПЛ и делаем их безопасными для хранения.
По расчетам экспертов, для того чтобы содержать губу Андреева, Сайда Губу и Гремиху, нужно порядка 650 млн. рублей в год.
«Зеленые площадки», покрытые снегом
Раньше утилизацией атомных подводных лодок и других радиоактивных и токсичных отходов почти никто не занимался. Легче было затопить, бросить все в вечной мерзлоте и забыть. Госкорпорация «Росатом» решила превратить Крайний Север в «зеленую площадку».
- За рубежом, если едут на машине, то даже бычки на дорогу не бросают, - сетует Валерий Пантелеев. - У нас же об экологии редко кто думает. Но мы постепенно продвигаемся к цивилизации.
Кстати, этот проект поддерживают и другие страны. В частности, хранилище для радиоактивных отходов помогала строить Германия, а сама утилизация идет за счет Италии, Великобритании, Японии. Зачем этим странам тратить деньги на российскую экологию?
- Этот проект длится уже много лет, - говорит Валерий Пантелеев. - Во-первых, у нас сначала просто не было денег на все это. Во-вторых, это они нас заставили построить так много атомного оружия, находясь с нами в состоянии «холодной войны». И, в-третьих, все государства заинтересованы в том, чтобы северо-западный регион России был чистым.
Арктический клининг
Однако на Крайнем Севере есть не только радиоактивные отходы. По оценкам специалистов, только на Земле Франца Иосифа брошены до 250 тыс. бочек (40 - 60 тыс. тонн нефтепродуктов), металлолом в виде бочкотары со смазкой и маслом (более 1 млн.), уголь, техника (самолеты и автомобили) и строения.
О том, что на Крайнем Севере нужно провести «генеральную уборку», еще в апреле 2010 года говорил премьер-министр Владимир Путин.
- Созданная нами инфраструктура позволяет гарантированно справиться с задачей переработки того, что мы получили от ядерного наследия прошлого, - считает Сергей Кириенко. - Росатомфлот и СевРАО можно привлекать и к решению других задач по очистке Крайнего Севера.
- Нужен масштабный проект, - говорит Валерий Пантелеев. - В основе нашей деятельности - безопасность. Пока мы не будем на 100% уверены, что это безопасно, мы не начинаем работу.
В конце октября научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» должно привезти в Архангельск около тысячи спрессованных бочек, собранных на Земле Франца Иосифа. Для утилизации бочек с горюче-смазочными материалами правительство России уже зарезервировало на 2012 год 740 млн. рублей.