Город, который долгое время опоясывала колючая проволока, становится мировым центром по подготовке специалистов-ядерщиков
«Бабушкой атомной энергетики» называют сегодня Обнинскую атомную станцию – первую АЭС в мире, которая «включилась» в 1954 году. Мы тогда обошли американцев, которые пытались «зажечь» свою первую атомную станцию в штате Айдахо.
Обнинск вообще гремел на весь мир. И не только первой АЭС. В Обнинске – загибайте пальцы – уральский самородок без образования Владимир Малых (позже доктор технических наук, лауреат Ленинской премии) изобрёл ТВЭЛ, космический реактор-преобразователь, ядерные сборки для атомной подлодки проекта 705. В Обнинске сшили «гардероб» для «Бурана». Создали саркофаг для Мавзолея Ленина.
Славен Обнинск своими университетами. В этом наукограде работают учебные заведения, куда едут учиться будущие ядерщики из разных уголков планеты. «Колючий» когда-то Обнинск принимает студентов-иностранцев. Возможно, среди них – будущие Игорь Курчатов, Юлий Харитон или Роберт Оппенгеймер?
Без шума и пыли
В 1954 г. Обнинск на картах ещё не значился. Но случился этот оглушительный успех – была запущена первая в мире атомная станция, и о городке под Калугой узнал весь мир.
Именно в Обнинске были разработаны малые атомные станции. И единственные в мире ядерные установки «Топаз», которые работали на спутниках-шпионах («АН» подробно рассказывали об этом в материале «Хроника падающего шпиона из Пентагона», 07.03.2008 г.).
Далее. В ноябре 1988 г. ракета «Энергия» отправила в орбитальный полёт корабль многоразового использования «Буран». Вся обшивка на «Буране» была из Обнинска. Это очень уязвимое место. Высокие температуры, громадное сопротивление воздуха вырывают плитки. «Буран» потерял только 4 плитки из 36 тысяч.
Реактор для подводной лодки класса «Альфа», попавшей в Книгу рекордов Гиннесса, тоже собирали в Обнинске. Лодка обладала фантастической маневренностью, уходила от торпед со скоростью 43 узла. «Альфа» наводила ужас на НАТО, но освоить эту технологию заокеанские ядерщики не смогли. В 1964 г. лодка без шума и пыли (как привидение) вошла в Средиземное море и заглянула на военную базу НАТО в Гибралтаре.
Далее. Именно в Обнинске был придуман ядерный реактор для ЖКХ. Правда, изобретение так и осталось изобретением. Но, возможно, и до него дойдут руки?
Вот в таком месте, напичканном научными открытиями, и будут обучаться премудростям сотни будущих зарубежных ядерщиков.
Лаборатория «В»
Немного истории. В январе 1945 г. было подписано постановление Совета Народных Комиссаров СССР об организации лаборатории «В» – одного из первых атомных научных центров (так первоначально назывался объект). Лабораторию «В» построили вблизи станции Обнинское. К слову, в 30-е годы на месте будущего наукограда работала большая детская колония под названием «Бодрая жизнь». В ней воспитывали как отечественных беспризорников, так и испанских детей. Но уже во время войны колонию расформировали. Люди с Лубянки искали место для «шараги» – зоны, в которую можно было бы собрать заключённых физиков-ядерщиков. Скоро появилась колючая проволока, потом – бараки, собаки и сторожевые вышки. В лаборатории работали и пленные немецкие специалисты. Первым научным руководителем был тоже немец – Рудольф Хайнц Позе. В зону из Берлина привезли генератор Кокрофта–Уолтона. Это аппарат, на котором в 1932 г. впервые было осуществлено деление ядра. Устройство работало в Обнинске до 1968 г., пока под ним не провалился пол. Про генератор вспомнили уже в наши дни. Немцы обратились с просьбой передать реликвию для атомного музея. Но генератор найти не удалось. Он испарился.
Заявление Кириенко в Вене
В общем, Обнинск – это давно готовая и обжитая «площадка» физиков-ядерщиков. О том, что пора открывать Международный центр по подготовке кадров для мировой атомной энергетики, 19 сентября с.г. на генеральной конференции МАГАТЭ в Вене заявил глава Росатома Сергей Кириенко.
– Особое значение приобретает подготовка кадров для атомной энергетики в странах, вступающих на путь её создания, – подчеркнул глава атомного ведомства РФ. – В этих целях в России создаётся Международный центр подготовки национальных специалистов, включая операторов АЭС, на базе российского Центрального института повышения квалификации в Обнинске. Сегодня подписывается договорённость о сотрудничестве между МАГАТЭ, институтом и Росэнергоатомом.
Техническая элита
Но почему всё-таки Обнинск, а не Новосибирск, не ядерный Саров или не атомный Снежинск? Ответ прост: в Обнинске работает Институт атомной энергетики (ИАТЭ). Обучение в этом университете уже проходят 136 будущих атомщиков из Иордании, Бангладеш, Узбекистана, Турции и Монголии. В 2014 г. Росатом планирует начать строительство атомной станции во Вьетнаме, поэтому в Обнинске уже началась подготовка вьетнамских студентов. Из Ханоя в Россию скоро прибудут около 100 студентов. В 2013 г. Росатом начнёт строительство АЭС в Турции. 50 студентов из этой страны приехали в Обнинск ещё в сентябре. И пока будет строиться АЭС, в Обнинск ежегодно будут направляться 50–100 молодых людей. Росатом уже заключил соглашение о строительстве атомной станции в Бангладеш. АЭС будут обслуживать свои собственные специалисты, которые получат образование в Обнинске. Росатом завершает подготовку соглашения о строительстве АЭС с Нигерией. Россия участвует и в тендере по сооружению атомной станции в Иордании.
– Мы активно расширяем спектр образования, и к нам приезжает всё больше иностранных студентов. И это правильно, – говорит Сергей Кириенко. – Продавать высокие технологии в виде «железа» гораздо лучше, чем продавать сырьё. Но высший уровень научно-технического развития – когда ты продаёшь чистые знания.
Подготовка иностранных специалистов для атомной отрасли в Обнинске сегодня напрямую связана с контрактами Росатома на строительство ядерно-физических объектов. И число таких заказов растёт. В ближайшие 20 лет Россия планирует построить за рубежом 60–70 энергоблоков.
Но связь – строительство – обучение – это ещё и повод для долгосрочного взаимодействия стран. Глава Росатома приводит пример:
– Срок сооружения четырёх блоков на одной атомной станции – лет десять. Работать они будут не меньше 60 лет. Плюс вывод из эксплуатации и замещение. В итоге каждый такой проект означает стратегическое долгосрочное сотрудничество со страной-партнёром на 100 лет вперёд!
На одного нашего – десять французов
С. Кириенко поддержал предложение о том, что при строительстве новой АЭС за рубежом необходимо открывать учебный центр. Контракт на строительство АЭС во Вьетнаме, который планируется подписать в 2012 году, уже включает пункт о создании учебного центра на площадке АЭС.
– Для обеспечения работы одного блока атомной станции необходимо, чтобы минимум 200 человек прошли обучение в России, – полагает ректор Центрального института повышения квалификации ГК «Росатом» Юрий Селезнёв. – Это только оперативный, ключевой персонал, ещё около одной тысячи специалистов необходимо подготовить на месте.
Одновременно особое внимание уже уделяется повышению квалификации российских специалистов. Юрий Селезнёв заметил, что сегодня в России по пальцам можно пересчитать экспертов, которые включаются в миссии МАГАТЭ. В таких миссиях на одного россиянина приходится десять французов. Поэтому Росатом уже начал готовить специалистов нового уровня: это специалист уровня доктора наук со свободным владением (как минимум) двумя языками.
Обнинск появился на географической карте в 1956 году. Название дали по наименованию близлежащей железнодорожной платформы Обнинское (от польской фамилии Обнинских, живших в усадьбе в этих местах). Обрусевший полковник Наркиз Обнинский – участник Отечественной войны 1812 года.
350 новых блоков
Что ещё важно? Как отметил в Обнинске С. Кириенко, Росатом намерен в грядущие 20 лет занять 20% мирового рынка строительства АЭС. Сегодня пакет заказов Росатома по строительству АЭС составляет 29 блоков, из которых 10 строятся в России, 12 находятся на разных стадиях сооружения за рубежом, по 7 блокам подписаны контракты. Из последних достижений Росатома стоит отметить договор на строительство первой атомной станции в Беларуси и Бангладеш. Атомстройэкспорт в составе российско-чешского консорциума участвует в тендере на строительство двух энергоблоков для АЭС «Темелин» в Чехии.
АЭС в парке ЮНЕСКО
Есть ли ещё в мире Международные центры подготовки физиков-ядерщиков? Кто наступает нам на пятки? Оказывается, в сентябре с.г. Франция и КНР создали институт для подготовки кадров для ядерной энергетики Китая. Учредителями нового ядерного института в Чжухай стали Университет имени Сун Ят-Сена и пять вузов Франции, в том числе – престижный Гренобльский технологический институт. Новый институт обещает обеспечить атомную индустрию КНР высококвалифицированными инженерными кадрами.
Кстати, и нам есть чему поучиться у французов. Скажем, из своих законсервированных АЭС они делают музеи: а вот вопрос об обустройстве музея в Обнинске на первой АЭС пока только рассмотрен президентом Дм. Медведевым. Но вопрос – ура! – решён положительно.
Далее. У французов некоторые атомные станции находятся в национальных парках. Не верите? АЭС «Шинон» располагается в 10 км от городка Шинон и находится в национальном парке. Он занесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Значит, вопросы безопасности находятся на оч-ч-ень высоком уровне, раз ЮНЕСКО не требует выселить АЭС в другое место.
Впрочем, нам тоже есть чем гордиться. Весь Обнинск – это особенная «зона» России. И иностранным студентам есть что перенять и чему обучиться на этой благословенной земле, которая выдала (французам и не снилось) столько открытий мирового уровня.