В закрытом городе Железногорске (Красноярский край) завершено строительство первой очереди уникального «сухого» хранилища отработанного ядерного топлива. Теперь как минимум три российские атомные станции могут спокойно продолжать свою работу.
Два года назад в ЗАТО «Железногорск» был остановлен последний российский атомный реактор по производству оружейного плутония. Но еще в советские годы это уникальное оборонное предприятие рассматривалось как место расположения второго в Советском Союзе завода по переработке отработанного ядерного топлива (ОЯТ, первый завод уже больше полувека частично перерабатывает его в Челябинской области). Правда, в 1985 году там успели построить только один комплекс «мокрого» хранения ОЯТ, который, по сути, мало чем отличался от временных хранилищ при атомных станциях. Сооружение же самого перерабатывающего завода было заморожено в 1989 году, а затем от проекта и вовсе отказались, начав в 2004 году строить на его месте «сухое» хранилище, в котором после извлечения из «мокрых» хранилищ ОЯТ могло бы храниться более 50 лет.
Сейчас первая очередь «сухого» хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ) построена, и этот факт означает как минимум две вещи. Первое — частные отечественные инжиниринговые компании, какой является «Группа Е4» Михаила Абызова, по заказам «Росатома» в состоянии строить «под ключ» такие сложные, опасные и секретные объекты, как Железногорское ХОЯТ. Ведь в 2008 году именно это обстоятельство — кто будет дальше строить хранилище, послужило причиной крупных дебатов и в отрасли, и в Красноярском крае. Топ-менеджмент «Росатома» тогда неожиданно отказался от продолжения строительства этого объекта собственными силами и объявил тендер, который в августе 2008 года и выиграла дочерняя компания «Группы Е4» «Буреягэсстрой». За 9,5 млрд рублей она подписалась с 2010 по 2015 годы построить в Железногорске «сухое» хранилище облученного ядерного топлива реакторов РБМК-1000 и ВВЭР (ХОТ-2), а еще за 420 млн рублей — реконструировать его «мокрое» хранилище облученного ядерного топлива реакторов ВВЭР-1000.
Михаил Абызов, правда, на форуме «Атомэкспо-2010» говорил о том, что первая очередь ХОЯТ может быть сдана уже в августе 2010 года, да и по стоимости не все понятно (РИА «Новости» со ссылкой на генерального директора Железногорского горно-химического комбината Петра Гаврилова называет иную стоимость объекта). Но факт остается фактом: первая очередь уникального ХОЯТ, которое может вместить 38 тыс. тонн отработанного топлива реакторов РБМК и ВВЭР, по заказу «Росатома» в Железногорске построена.
«Благодаря применению современных систем контроля радиационной безопасности новое хранилище позволит абсолютно безопасно хранить ядерное топливо на протяжении более 50 лет», — заявил по этому поводу глава «Росатома» Сергей Кириенко.
«При строительстве ХОЯТ, в частности, впервые применена технология охлаждения ОЯТ путем естественной конвекции воздуха. Это максимально снижает эксплуатационные затраты по сравнению с использованием мокрых хранилищ. Прием, обработка, переработка отходов происходит в полностью автоматизированном режиме под контролем человека. Кроме того, только для данной технологии изготовлено и спроектировано уникальное оборудование»,
— подчеркнул уникальность примененных в Железногорске инженерных решений председатель совета директоров «Группы Е4» Михаил Абызов.
Второе обстоятельство, которое подчеркивает значимость и своевременность этого объекта, — это то, что он дает возможность дальнейшей полноценной работы российских атомных станций.
«Если бы мы не ввели этот объект, то уже в ближайшие полгода стоял бы вопрос о приостановке Ленинградской АЭС, так как пристанционное хранилище у нее практически полностью заполнено, потом — Курской, потом — Смоленской АЭС. Ввод в эксплуатацию объекта на горно-химическом комбинате обозначает обеспечение ядерной и энергетической безопасности России»,
— подчеркнул РИА «Новости» накануне Нового года генеральный директор Железногорского горно-химического комбината Петр Гаврилов.
При этом очевидно, что в Железногорское ХОЯТ будет поступать отработанное ядерное топливо не только с российских, но и с зарубежных атомных станций, построенных по российским проектам. В конце декабря прошлого года, например, заместитель академика-секретаря отделения физико-технических наук Национальной академии наук Белоруссии академик Александр Михалевич подчеркнул журналистам, что отработанное ядерное топливо будущей первой Белорусской АЭС будет отправляться на переработку в Россию.
«Создавать мощности для переработки таких отходов в Белоруссии нецелесообразно и невыгодно с экономической точки зрения. В России такой метод успешно освоен, поэтому отработанное ядерное топливо будет отправляться в эту страну», — сказал Михалевич.
В самом же Железногорске утверждают, что работы по созданию не только хранилища ОЯТ, но и завода по его переработке продолжаются. В 2015–2017 годах здесь планируют ввести в эксплуатацию опытно-демонстрационный центр (ОДЦ) по переработке отработанного ядерного топлива производительностью 250 тонн в год, на базе которого затем возможно создать «полномасштабный завод по обращению с ОЯТ».