Спустя год после аварии на японской АЭС, произошедшей вследствие разрушительных землетрясения и цунами, в Стране восходящего солнца в ближайшее время будут остановлены последние два из существующих здесь 54 ядерных энергоблоков, чтобы провести стресс-тесты и модернизацию станций. Пострадавшая «Фукусима-1» сейчас закрыта специальным щитом, который предотвращает попадание радиоактивных продуктов в атмосферу. Специалистам предстоит еще полностью охладить расплав активной зоны реактора. Для этого нужно много времени. Ситуацию внутри контролируют роботы. Охлаждение производится морской водой. Специальное оборудование очищает ее от радиоактивных веществ, и она снова используется для охлаждения реактора. Главная задача 3 тысяч специалистов, следящих за данным процессом, - вовремя отследить и оперативно устранить неполадки. По приблизительным данным, на полную ликвидацию всех последствий аварии уйдет 30 - 40 лет. Чему научила нас «Фукусима» и как будет развиваться мировая энергетика?
Юкия АМАНО, глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ): В вопросах безопасности нельзя останавливаться на половине пути
Индустриальные страны, в том числе и Япония, могут оказаться жертвами такого рода инцидентов. Это означает, что никогда нельзя идти на уступки или останавливаться на половине пути в решении вопросов, связанных с ядерной энергией. После трагедии на «Фукусиме-1» основным вопросом стал вопрос безопасности на всех АЭС, станциях, работающих с радиоактивными веществами. Трагедия подстегнула развитие систем безопасности на АЭС во всем мире в тех объемах, которые раньше и не планировались.
Мы переосмыслили случившееся и продолжили дальнейшее развитие ядерной энергетики. Темпы, конечно, ниже, чем были до событий на «Фукусиме-1», но тем не менее процесс продолжается. И это главное. Почему? Потому что в мире стремительно меняется климат, а при производстве ядерной энергии не образуются газы, создающие парниковый эффект. Мы хотим иметь безопасное производство, но при этом задумываемся о его стоимости. А все прочие источники энергии крайне дороги.
В сентябре 2011 года основные члены МАГАТЭ приняли план действий для обеспечения безопасности АЭС. Там 12 положений. Я приведу несколько примеров. У нас были стандарты безопасности ядерных объектов, сейчас мы их пересматриваем. Мы перепроверили актуальность более 100 пунктов и выявили, что более чем на 50 территориях необходимы новые технические требования или же ужесточение уже существующих. Мы отправляем специальные миссии, наши специалисты оценивают уровень безопасности станций. Во всех странах, использующих атомную энергию, на станциях были проведены стресс-тесты. АЭС должны были выдержать экзамен на устойчивость к цунами, землетрясениям или наводнениям. Все члены МАГАТЭ поддержали этот план действий, и основная задача для нас сейчас - это реализация всех его пунктов.
Россия очень активна в отношении безопасности объектов атомной энергетики. И ужесточение мер безопасности было именно вашей идеей. Но надо всегда помнить, что, когда речь заходит о вопросах безопасности, никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Атомная энергетика завтрашнего дня должна быть еще более безопасной, чем сегодня. Поэтому мы будем продолжать работать с Россией.
Иан ХОР-ЛЕЙСИ, пресс-секретарь Всемирной ядерной ассоциации: Природная катастрофа не остановит стремление человечества развивать технологии
Хотя сразу после аварии на АЭС «Фукусима-1» многие страны, имеющие собственную атомную энергетику, задумались о своей энергетической политике, на сегодняшний день становится ясно, что абсолютное большинство из них остались твердыми сторонниками дальнейшего развития своих ядерных программ и, как это бывают с любой крупной промышленной аварией, заявили о том, что учтут уроки и повысят безопасность своих объектов. Только несколько стран выступили против атомной энергетики, и сейчас они столкнулись с проблемой роста цен на электричество и роста выбросов CO2 в попытках найти альтернативы.
Страны, которые ранее планировали начинать ядерные программы, в нескольких случаях отложили эти планы (например, Таиланд), в нескольких отменили (например, Венесуэла и Италия), а другие подтвердили свой курс (Вьетнам, Турция, Польша), по-прежнему считая выгодными инвестиции в атомную энергетику. Те, кто дальше всех продвинулся в своих планах по созданию собственной атомной энергетики, остались верны своему выбору.
Если говорить о странах с развитой ядерной энергетикой, следует отметить, что в США, где находится наибольшее число действующих реакторов, общественная поддержка атомной энергетики остается сильной. Франция больше, чем какая-либо другая страна в мире, полагается на атомную энергию, и как результат - цены на электроэнергию в этой стране одни из самых низких в Европе, и выбросы углекислого газа тоже на самом низком уровне.
Юрий РАПТАНОВ, председатель высшего совета Общероссийской общественной экологической организации «Подорожник»: Тему радиофобии использовали на многих выборах
По моему мнению, фукусимский синдром проявился, пожалуй, только на Дальнем Востоке и в Приморье. И во многом переборщили тогда противники атомной энергетики - тему радиофобии в течение года использовали на местных выборах. А фукусимский синдром в большинстве своем раздувался и поддерживался искусственно, не имея под собой сколько-нибудь серьезной почвы.
Но, как видим, интерес к атомной энергетике стал возвращаться к доаварийному уровню. Здравый смысл, как обычно, победил. Думаю, это связано и с тем, что за последние годы атомная отрасль в России заметно прибавила во всех смыслах - безопасности, экономики, экологии, лояльном отношении к мнению общественности и т. д. Но оказался недооценен, причем самим Росатомом, факт, связанный с расселением деревни Муслюмово. Госкорпорация фактически взяла на себя историческую ответственность за то, что была допущена когда-то до нее другими поколениями людей авария. Росатом продемонстрировал преемственность с точки зрения ответственности и заботы о населении. Это лучше, чем какая-либо агитация, способствует тому, что люди начинают более серьезно, внимательно и с большим доверим относиться к атомной отрасли и атомной энергетике в частности.
Не забывайте, что много людей живет рядом с АЭС. И сейчас, в век Интернета, обмен информацией не составляет особого труда, поэтому все сложнее манипулировать настроением людей за счет дефицита информации. На сайте Росатома можно в любой точке мира посмотреть данные о радиационном фоне в районе АЭС. Нет Интернета - можно позвонить родным и близким. Все это тоже не способствует распространению паники, а, наоборот, гасит и сглаживает обострение радиофобии. Кроме того, все больше людей понимают, что альтернативы мирному атому пока нет, а использование других видов генерации к снижению тарифов не приведет.
Ярослав ШТРОМБАХ, директор Центра ядерных технологий НИЦ «Курчатовский институт»: К сожалению, наш опыт не был воспринят японскими властями
При анализе аварии на АЭС «Фукусима» эксперты Курчатовского института выделили несколько факторов. Это неадекватный выбранной площадке расположения АЭС учет внешнего воздействия: максимальная высота волны, неудачное расположение оборудования аварийного энергоснабжения; недостатки аварийного планирования; необеспеченность водородной безопасности на случай тяжелого развития аварии; неэффективность в этой аварии государственного регулирования ядерной безопасности.
Российский опыт в области обеспечения безопасности АЭС, включающий такое оригинальное решение, как ловушка расплава активной зоны, признан в мире и подтверждается экспортными соглашениями Росатома. Однако ни российский опыт по управлению тяжелыми авариями, ни постчернобыльский опыт по обращению с загрязненными территориями фактически не был воспринят японскими властями, несмотря на постоянные контакты специалистов и подписанные соглашения.
Итоги аварии на АЭС «Фукусима» - разрушение станции, практическая остановка развития ядерной энергетики Японии и огромное психологическое влияние аварии на мировое сообщество даже при отсутствии жертв радиации. Миф о глобальных последствиях тяжелых аварий на АЭС еще более окреп.
Кстати, при более разумной компоновке оборудования на АЭС «Фукусима», даже в условиях разрушительного землетрясения и гигантского цунами, мир не заметил бы событий на японской АЭС.