К сожалению, избавиться от военного наследия не так просто. Эта работа – не менее широкое поле деятельности, чем само создание Атомного проекта СССР. Как, когда и на какие средства она будет проводиться, говорилось на совещании предприятий Топливной компании «ТВЭЛ» по выводу из эксплуатации ядерных радиационно-опасных объектов и технологиям по обращению с радиоактивными отходами, проходившем 9-13 апреля на базе Сибирского химического комбината.
На совещание съехались представители различных предприятий ТК «ТВЭЛ» со своими докладами о применяемых и разрабатываемых технологиях обращения с твердыми и жидкими радиоактивными отходами, о выводе из эксплуатации или подготовке к выводу разных объектов, использовавшихся для выполнения гособоронзаказа, а также о реабилитации загрязненных в период создания ядерного щита СССР территорий предприятий. Участвовали в совещании и представители Госкорпорации «Росатом» и Топливной компании «ТВЭЛ», организатора этого мероприятия.
В настоящее время почти на всех площадках предприятий Топливной компании «ТВЭЛ» уже начаты отдельные работы по выводу из эксплуатации объектов наследия прошлого. Но для того, чтобы наиболее эффективно использовать бюджетные средства, для каждой площадки и в целом для Топливной компании «ТВЭЛ» необходимо разработать программу, в которой будут прописаны все этапы работ от нынешнего состояния до конечного результата. Поэтому на содержание и качество составления таких программ было обращено особое внимание собравшихся. И здесь немалое значение имело знакомство с опытом тех предприятий, которые дальше других прошли по пути ликвидации военного наследия.
Как известно, на одном из предприятий Топливной компании «ТВЭЛ» - ОАО «ХМЗ» - в 2010 году завершен полный вывод из эксплуатации ядерной установки под «зеленую лужайку», то есть, без каких-либо ограничений для дальнейшего использования. Ряд объектов выведен из эксплуатации и ликвидирован в ОАО «МСЗ», ОАО «ВНИИНМ», ОАО «НЗХК». Значителен объем работ по выводу из эксплуатации объектов, задействованных в свое время в создании и приумножении ядерного щита СССР, в ОАО «СХК».
Опыт СХК
Совещание недаром собралось на Сибирском химическом комбинате. Наше предприятие обладает более чем 20-летним опытом вывода из эксплуатации ядерно-опасных объектов, о чем напомнил на открытии совещания главный инженер СХК Анатолий Козырев. Это и уран-графитовые реакторы, первый из которых, И-1, был остановлен в 1990 году, и наземные хранилища жидких радиоактивных отходов, консервацией которых специалисты комбината активно начали заниматься с 1992 года. В рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008-2015 годы» на СХК выполнялись 17 мероприятий на общую сумму более 7 миллиардов рублей. Среди остальных предприятий ТВЭЛа столь разносторонним и большим опытом может похвастаться только ВНИИНМ - Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А.Бочвара.
Нам есть, что показать специалистам с других предприятий Топливной компании и Росатома. И недаром совещание началось с выезда на реакторный завод, на котором силами дочернего предприятия СХК, ОАО «ОДЦ УГР», созданного на базе завода, идут большие работы по выводу из эксплуатации реактора ЭИ-2 и подготовке к выводу из эксплуатации других реакторов. А затем гости побывали на Радиохимическом заводе и увидели полигон глубинного захоронения и консервируемые наземные хранилища жидких радиоактивных отходов. После этого доклады наших специалистов стали для них более наглядными.
Как «закрыть» ядерно-опасные объекты
А рассказать представители СХК тоже смогли немало. Гостям был представлен доклад директора ОДЦ УГР Константина Юшицына о выводе из эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов СХК, которые были первыми в отрасли ядерно- и радиационно-опасными объектами, на которых начались работы по выводу из эксплуатации, а теперь стали своеобразными «тренажерами» для ОДЦ УГР, который на их примере разрабатывает технологии для дальнейших работ с реакторами других предприятий, прежде всего ПО «Маяк» и ГХК, в перспективе Белоярской АЭС и других предприятий России и зарубежья.
Директор радиохимического завода СХК рассказал о ходе работ по консервации открытых хранилищ ЖРО на площадках РХЗ, а заместитель главного инженера завода Сергей Терентьев о подготовке к выводу из эксплуатации зданий и сооружений самого завода. Подготовительный этап работ по выводу из эксплуатации РХЗ должен быть закончен к 2020 году. Еще через несколько лет придет очередь ХМЗ, о чем доложил главный инженер химико-металлургического завода СХК Владимир Скрипников.
С аналогичными докладами по выводу из эксплуатации различных объектов выступили гости. Наиболее значимыми выступлениями по этой теме следует назвать доклад представителей ВНИИНМ о выводе корпуса Б института и сообщение о ходе работ по ликвидации хвостохранилищ на НЗХК.
Защита навечно
А начальник лаборатории геотехнологического мониторинга СХК Андрей Зубков представил разработанную на комбинате технологию по сооружению из отвердевающего алюмосиликатного геля дополнительных барьеров безопасности, на тысячелетия предотвращающих выход радионуклидов за их границы. Использование этих барьеров было рекомендовано и другим предприятиям.
Так что все собравшиеся на совещание смогли из моря полученной информации выделить для себя что-то ценное, определить или скорректировать направление дальнейшей деятельности в этом направлении.
С законом, но пока без четких правил
Также собравшиеся внимательно выслушали директора проекта проектного офиса «Создание системы обращения с РАО» Госкорпорации «Росатом» Александра Абрамова, рассказавшего об этапах работы над подзаконными актами ФЗ № 190 «Об обращении с радиоактивными отходами». Отсутствие их тормозит работу по ликвидации военного наследия на многих предприятиях ТВЭЛа, но и принять их – дело непростое, так как они затрагивают слишком много порой взаимоисключающих интересов.
Все предприятия контура: СХК, ВНИИНМ, НЗХК, ЧМЗ, МСЗ, УЭХК, ЭХЗ, АЭХК, - представили и свои доклады об обращении с радиоактивными отходами, образующимися в результате их производственной деятельности. Большая часть этих выступлений была посвящена проблемам приведения сегодняшней практики в соответствие с требованиями ФЗ-190. В ходе обсуждения этих выступлений специалисты предприятий обменялись полезным опытом решения этих вопросов.
Отходы: не только потратить, но и заработать
Кроме того, большое внимание было уделено вопросам переработки РАО, образующихся при выводе из эксплуатации объектов ядерного наследия. И дело не только в том, что оценка всех финансовых обязательств предприятий Топливной компании по переработке и захоронению этих отходов достигает по экспертным оценкам полтриллиона рублей, как сказал на совещании исполнительный директор Дирекции по ядерной, радиационной о промышленной безопасности и экологии ОАО «ТВЭЛ» Сергей Свинаренко. Но и в том, что колоссальное количество отходов создает нагрузку на экологию, настала пора улучшить ситуацию и в этой части.
Поэтому особенное значение будут иметь разработка и внедрение технологий переработки отходов, с тем, чтобы максимально сократить количество отходов, которые будут направлены на окончательное захоронение. В этом свете интерес вызвала информация директора ОДЦ УГР Константина Юшицына о начале работы опытной установки по разрушению железобетонных конструкций, которая после доработки сможет послужить возвращению в народное хозяйство чистого железобетона, получаемого после дезактивации. Также на территории реакторного завода пущена установка по утилизации демонтированного кабеля, которая уже позволяет извлекать порядка 10 тонн меди в год.
Так что СХК имеет немалый опыт по возврату части дезактивированных отходов в виде металла и строительных материалов в народное хозяйство. Учитывая это, специалистам комбината было поручено проработать вопрос создания специализированного участка по переработке аналогичных отходов, образующихся на других предприятиях Топливной компании и Госкорпорации в целом.
О Федеральном законе и не только
Директора проекта проектного офиса «Создание системы обращения с РАО» Госкорпорации «Росатом» Александра Абрамова мы попросили рассказать о цели и итогах его участия в совещании.
Как обращаться с отходами
- Целью было доложить Топливной компании, предприятиям, входящим в ее контур, о тех этапах реализации Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами», которые мы прошли в настоящий момент и которые планируем на ближайшие год-два.
Я рассказал, что наибольшие трудности сейчас с оформлением нормативной базы по реализации закона. В течение двух лет планируется выход 14 решений Правительства, причем каждое из них очень сложное. Одно из самых сложных – это критерии отнесения к радиоактивным отходам. Оно затрагивает не только нас, производственников, оно, прежде всего, затрагивает общественность, которую волнует, что будет считаться радиоактивными отходами, и как это повлияет на их жизнь.
Еще одно из базовых постановлений – сроки и этапы создания самой единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, которая включает в себя три крупных блока. Это нормативная база и создание инфраструктуры, прежде всего пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Поговорили немного о тарифах, что волнует, прежде всего, производителей радиоактивных отходов, потому что это непосредственным образом сказывается на экономике предприятия. Сейчас даны ориентировочные цифры для предприятий – это около трех процентов от оборота производств, связанных с ядерными радиационно-опасными работами. Это пока укрупненная цифра, в дальнейшем она будет уточняться.
Так что в ходе совещания я рассказал представителям предприятий о том, как мы работаем, и услышал о тех работах, которые они проводят в рамках подготовки к реализации закона.
- Что по федеральному закону делается в эти дни, в этом месяце?
- В этом месяце идут переговоры по критериям отнесения. Это наша и боль, и надежда. Дело в том, что в формировании критериев участвуют Минприроды, Ростехнадзор, Минсоцздравразвития, участвуем мы, и у каждого свои интересы, у каждого очень осторожный, консервативный подход, связанный, прежде всего, с безопасностью населения. Мы в целом нашли общие решения или компромиссы, кроме пока одного – это нижняя граница отнесения к радиоактивным отходам. Здесь мы в какой-то мере присоединились к мнению Минздравсоцразвития, а Минприроды объединились с Ростехнадзором, и пока эту проблему мы не решили. Судя по всему, мы выйдем с протоколом разногласий в Правительство, проект, будет, наверное, отклонен, и мы опять будем его дорабатывать.
Нижняя граница
- Что для производителей будет означать установление нижней границы или введение такого понятия, как очень низко радиоактивные отходы, о которых говорилось на совещании?
- Это, прежде всего, экономика, причем экономика целесообразная. Сейчас, пока у нас не существует категории очень низко радиоактивных отходов, мы относимся к этим отходам, как к обычным низкоактивным. Поэтому создаем серьезные, избыточные установки по их переработке и, соответственно, будем вынуждены создавать достаточно мощные пункты захоронения. А введение новой категории позволит нам все это делать намного проще и дешевле. При этом безопасность никак не пострадает – технологии позволяют обеспечить полную безопасность населения, это полностью подтверждает международный опыт. Таким путем уже идет Швеция - у них есть такие захоронения на промплощадках предприятий, таким образом работают в Америке. Это нормальный, безопасный путь.
Пункты захоронения
- Вы сами заговорили о пунктах захоронения – есть ли сейчас планы по созданию новых пунктов?
- Наиболее реальные планы на сегодняшний день – это три пункта захоронения. Это пункт захоронения низко- и среднеактивных отходов в Ленинградской области, где мы получили согласие администрации области на размещение такого пункта. Это пункт захоронения такой же категории отходов в Свердловской области, в Новоуральске, где проект прошел все необходимые стадии согласований и экспертиз. И это глубинный могильник захоронения высокоактивных отходов и долгоживущих среднеактивных в Красноярском крае. Там есть согласие администрации края, и в этом году мы наметили пройти общественные слушания.
- Когда начнутся работы в Ленинградской области?
- Работы мы притормозили по просьбе не проводить общественные слушания в прошлом году той же администрации области. Общественные слушания намечены на май-июнь этого года. Как только мы проведем общественные слушания в Сосновом бору, мы сразу приступим к выполнению проектных работ. Мы не начинали их заранее, так как не хотели рисковать. У нас так уже получилось в Саратовской и Ульяновской областях: мы начали предпроектные работы, потом нам было отказано в размещении пункта захоронения, то есть, мы зря потратили деньги.
Если общественные слушания пройдут нормально, то 2013-2014 годы займет проектирование, около пяти лет строительство, и при идеальном раскладе в 2018 году пункт захоронения будет введен в эксплуатацию.
- А сейчас никаких хранилищ, куда по новому закону предприятия должны будут отдавать свои отходы, не существует?
- Сейчас – нет. Ведь раньше региональными законами была запрещена перевозка отходов из одного региона в другой, лишь одна организация в стране имела на это право – это бывшие спецкомбинаты «Радон», которые объединились в «РосРАО», - и эта организация имела право перевозить отходы для долговременного хранения из одного региона в другой. У остальных лицензии не было.
Так что пока сейчас нет таких объектов. Есть объекты для собственных нужд – на комбинате «Маяк» заканчивается строительство пункта захоронения среднеактивных отходов, ввод его в эксплуатацию намечен на конец 2013 года. В принципе, нынешний закон позволяет при избытке производительности такого комплекса принимать туда отходы на переработку из других регионов.
Деньги надолго
- На совещании говорилось не только о захоронении отходов, но и о будущем выводе из эксплуатации целого ряда объектов, в том числе РХЗ и ХМЗ. Расчетные средства на такие работы очень велики – десятки миллиардов рублей. Каждая сумма в разы превышает средства Федеральной целевой программы. Это не станет серьезным препятствием к началу работ?
- Нет, это же затраты разнесенные. В этом году будет предпринята попытка создания долгосрочной концепции обращения с военным наследием, это намерение уже было озвучено и благосклонно принято в Правительстве и у нас в Госкорпорации. Да, деньги большие, но и срок не маленький – 50-70 лет. Никто не говорит, что до 2030 года мы действительно освоим все эти средства, вы же слышали, что говорилось на совещании: если сложить эти цифры, справится ли весь город Северск даже вместе со всем Томском с их освоением? Ведь речь идет о десятке-полутора десятков миллиардов в год. Тут даже рабочих не хватит. Так что думаю, что это будет разноситься по времени в зависимости от опасности объектов.
Люди государевы
- Сегодня у многих участников совещания прозвучал вопрос относительно отходов, возникающих при выводе из эксплуатации объектов военного наследия. Сами объекты работали до принятия Федерального закона № 190, а отходы будут возникать уже после его принятия. По сегодняшнему законодательству получается, что государство на их переработку денег не выделяет. Будет ли разрешен этот вопрос?
- Я долго это объяснял, и, надеюсь, меня все поняли: у нас нет своих денег. Все наши деньги – федеральные. У денег просто разная окраска. Федеральная целевая программа и субсидии на поддержание объектов в безопасном состоянии – это прямое государственное финансирование. Распоряжение прибылью Государственной корпорации, в том числе и распоряжение прибылью Сибирского химического комбината – это тоже федеральные средства. Плюс те активы, которые Российская Федерация бесплатно передала в том числе и ОАО «СХК», и из которых комбинат извлекает прибыль, что обязывает нас как минимум участвовать в расходах государства. То есть, проблем никаких нет, это все – федеральные деньги, это не частная собственность.
- Но вопрос не таким образом будет решаться, что прибыли у комбината вообще не будет, и придется отказаться от всех социальных программ?
- Нет. Никто же так задачу не ставит - зачем государству губить СХК? В Федеральной программе прописан ряд объектов, выводимых из эксплуатации. В следующей программе, на 2016-2020 годы, прописываются работы, связанные с выводом из эксплуатации объектов СХК. Кроме того, если говорить конкретно о Сибирском химическом комбинате, ТВЭЛ тратит много средств из резервов на вывод из эксплуатации и обращение с отходами. Работы финансируются, они же не стоят на месте, и никто пока денег не отнимал ни у детей, ни у вдов.
Не откладывать в «долгий ящик»
Своим мнением об итогах совещания поделился с нами и исполнительный директор Дирекции по ядерной, радиационной о промышленной безопасности и экологии ОАО «ТВЭЛ» Сергей Свинаренко:
- Совещание мы решили провести на СХК, как наиболее передовом предприятии, которое уже много лет занимается выводом из эксплуатации именно таких глобальных, крупных объектов, занимающих значительную территорию. Здесь есть много интересных наработок, которые нужно распространить на другие предприятия. Полезно было выслушать и другие предприятия, обменяться опытом подготовки документации и непосредственной работы.
Потренируемся на РХЗ
- На совещании была высказана мысль, что на Сибирском химическом комбинате по примеру уже работающего ОДЦ УГР, занимающегося выводом из эксплуатации реакторов, могло бы быть создано предприятие по выводу из эксплуатации таких объектов, как радиохимический и химико-металлургический заводы. Это реально?
- Я уже сделал такое предложение в протокол совещания, чтобы у вас появилось ОДЦ «Радиохимия». За эту работу взялся ГХК, но в настоящий момент пока без особых успехов, и работа подвисает. А на СХК, учитывая необходимость вывода из эксплуатации РХЗ, есть все условия этим заняться. У вас есть специалисты, у вас есть объект, на котором можно тренироваться – радиохимический завод, затем когда-то подойдет очередь ХМЗ. А с учетом того, что и у нас в стране толком выводить из эксплуатации такие объекты никто не умеет, и за рубежом таких коллективов, которые грамотно могут это сделать, очень мало, могла бы получиться отдельная ветвь бизнеса, где очень неплохо многие из ныне работающих на комбинате могли бы трудиться. Это предприятия может обеспечить себе лет на 50 нормальную жизнь перспективными работами.
- Это решило бы проблему сокращения персонала?
- Судя по реакторному заводу, в перспективе у него объем работ намного больше, чем он пока, нынешней численностью, может делать. Есть все условия для роста. При увеличении объема заказов в данной области будут создаваться новые рабочие места. Конечно, в полном объеме это проблему не решит, но работники высокой квалификации, безусловно, смогут себя реализовать.
Как не сэкономишь деньги
- Не шокировали ли вас цифры, названные на совещании: десятки миллиардов на вывод из эксплуатации РХЗ и ХМЗ? Не может так случиться, что такие серьезные траты будет решено оставить на потом, а пока будут просто выделяться субсидии на поддержание объектов в безопасном состоянии?
- И доподдерживаем до того момента, когда все начнет разрушаться, и мы потратим на вывод из эксплуатации уже какие-нибудь триллионы? На ожидании, на мой взгляд, мы ничего не выгадаем. Наоборот, мы считаем, что эти субсидии должны подталкивать принимающие решения государственные органы к более быстрому выделению денег, чтобы не поддерживать в безопасном состоянии просто стоящие корпуса, а постараться поскорее выделить средства на вывод из эксплуатации, чтобы деньги на поддержание не понадобились. В тоже время понятны и возможности бюджета, и именно поэтому так остро стоит вопрос выработки критериев для определения очередности вывода из эксплуатации различных остановленных объектов, как по каждому предприятию, так и по Топливной компании в целом.
В начале пути
Своим видением сегодняшнего положения дел и перспектив избавления от военного наследия поделился начальник отдела вывода из эксплуатации проектного офиса «Создание системы обращения с отработавшим ядерным топливом и вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов» ГК «Росатом» Евгений Комаров:
- Совещание посвящено проблеме, которой занимается наш проектный офис – выводу из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов. В состав Топливной компании входит достаточно большое количество предприятий, на которых объекты выводятся из эксплуатации, поэтому проблема стоит достаточно остро. Наш офис помогает, чем может, наиболее эффективно проводить мероприятия по выводу из эксплуатации. Мы обеспечиваем методическое руководство этими процессами, мы являемся государственным заказчиком этих работ, и всячески заинтересованы, чтобы средства, выделяемые государством на эти цели, расходовались наиболее эффективно и результативно.
Такие совещания очень полезны, поскольку позволяют нам пообщаться сразу со всеми специалистами, работающими на предприятиях. Ведь предприятия расположены достаточно далеко друг от друга, и не всегда информация, имеющаяся на одном из них, доходит до других или до нас.
Сотрудничать, а не конкурировать
- Действительно, в ходе совещания выяснилось, что работы по сооружению дополнительных барьеров безопасности для хранилищ РАО, о которых рассказывал начальник лаборатории геотехнологического мониторинга СХК, параллельно ведутся на другом предприятии. Как налажена напредприятиях ТВЭЛа передача технологий?
- У нас есть некоторые проблемы с передачей информации. Причиной, в первую очередь, является изначальная закрытость всех наших предприятий. Все они были предприятиями оборонной промышленности, охрана секретов у всех в крови, и эту ситуацию переломить сложно. Поэтому сейчас мы, в частности, развиваем нашу информационную систему, чтобы предприятия могли свой опыт, свои технологии распространять среди предприятий нашего контура. Хотя пока эта система развита у нас недостаточно.
- Может быть, мешает конкуренция между предприятиями? В частности, если речь идет о том, кто будет первым, кто получит больше средств, у кого, в конце концов, будет очередной Опытно-демонстрационный центр по выводу из эксплуатации, теперь уже радиохимических производств…
- Я бы не назвал это конкуренцией, идет нормальное сотрудничество. Вообще идея создания опытно-демонстрационных центров зародилась у нас в 2008 году, когда принималась отраслевая концепция, и тогда казалось, что это даст какие-то преференции, чтобы предприятие получало дополнительные деньги. Но сейчас, в условиях действия ФЗ-94 «О закупках…», когда государственные средства распределяются на основании конкурсов, все предприятия находятся в равных условиях, и никаких преференций статус опытно-демонстрационного центра не дает. Единственное, что мы этим центрам можем оказать информационную и технологическую поддержку, поручив им заниматься определенными объектами. Но сейчас это больше накладывает ответственность, чем дает какие-то преимущества.
Их преимущества – обученный персонал, накопленный опыт, оборудование, как у вашего реакторного завода, преобразованного в ОДЦ УГР, и это, конечно, позволяет им более успешно конкурировать с другими компаниями. Это и позволит им получить с большей вероятностью государственный заказ на работы по выводу из эксплуатации. При этом таким предприятиям следует не только рассчитывать на государственный заказ, но и выходить на мировые рынки, о чем говорил персоналу ОДЦ УГР в свой последний приезд Сергей Владиленович Кириенко.
Что касается создания на СХК ОДЦ по выводу из эксплуатации радиохимических производств, то, если они выйдут с такой инициативой и представят соответствующий бизнес-план, который покажет, что это предприятие сможет быть рентабельным, вопрос может быть решен положительно.
На кого будем равняться
- А какие предприятия сейчас обладают опытом работ по выводу из эксплуатации, имеют наиболее проработанные проекты в этой области?
- За период действия Федеральной целевой программы на предприятиях нашей Топливной компании уже разработан ряд проектов по выводу из эксплуатации. В частности, это Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов в Москве, где разработан и начинает реализовываться проект вывода из эксплуатации радиохимического корпуса института. На СХК, разработан проект вывода из эксплуатации проект вывода промышленного реактора ЭИ-2 по варианту создания объекта окончательной изоляции на месте с дополнительными барьерами безопасности. Также на СХК есть интересные работы по консервации бассейнов с жидкими радиоактивными отходами. Это наиболее проработанные проекты.
И ряд проектов находится в стадии разработки: вывод их эксплуатации диффузионных корпусов на Ангарском электролизном химическом комбинате, есть проекты по машиностроительному заводу в Электростали. То есть, за исключением УЭХК и ЭХЗ, которые еще пока к выводу из эксплуатации не приступали, практически все предприятия ТВЭЛа, на которых имеется так называемое ядерное наследие, ведут достаточно активную работу в этом направлении.
- Вы удовлетворены итогами совещания?
- В принципе, да. Но мы находимся в самом начале работы. Главное то, что мы задали вектор движения, дали толчок деятельности предприятий, показали свои требования, услышали замечания и предложения. Такие совещания будут у нас проходить регулярно, в том числе и на СХК.