Канада имеет существенный опыт изучения проблем захоронения ядерных отходами, образующихся в процессе эксплуатации объектов использования атомной энергии (ОИАЭ).
Ниже представлены основные вехи проведения исследований по данному вопросу:
- в специальном отчёте от 1977 года дана рекомендация о целесообразности подземного захоронения ядерных отходов;
- в 1978 году инициирована разработка концепции захоронения РАО и ОЯТ в геологических структурах глубокого залегания;
- в 1989 году стартовала процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) концепции геологического захоронения в Канаде;
- практически через 10 лет (в 1998 году) комиссия по ОВОС вынесла решение о том, что концепция геологического захоронения не получила широкой общественной поддержки. В связи с этим была вынесена рекомендация по созданию профильного агентства по управлению утилизацией РАО для рассмотрения других возможных альтернатив.
Принятый в 2002 году в Канаде закон об утилизации РАО гласит, что эксплуатирующие предприятия атомной энергетики обязаны учредить организацию по обращению с РАО (NWMO) и проводить дальнейшее ее финансирование посредством организации доверительных фондов.
При этом NWMO будет обязана сформировать консультационный совет, провести изучение возможных альтернатив и представить свои рекомендации правительству Канады, а также впоследствии обеспечить выполнение принятого правительством решения.
Основными изученными альтернативами стали:
- глубокое геологическое захоронение;
- хранение в местах нахождения ОИАЭ;
- централизованное хранение.
Деятельность по изучению указанных альтернатив осуществлялась с 2002 по 2005 годы и включала в себя многочисленные информационные и дискуссионные семинары в различных канадских провинциях с максимально возможных привлечением общественности (около 120 семинаров, 20 000 участников).
При этом изучение общественного мнения показало, что:
- главным приоритетом при реализации программы захоронения РАО и ОЯТ должна выступать надёжность и безопасность людей и окружающей среды в настоящем и будущем;
- сегодняшнее поколение должно действовать, не откладывая дело в долгий ящик, так как "мы в долгу перед будущими поколениями";
- выбранный сегодня подход должен допускать внесение изменений во времени (необходимо дать следующим поколениям возможность совершенствовать его на основе вновь приобретенных знаний и новых потребностей общества).
Таким образом, предполагается внедрение поэтапного управления с возможностью внесения корректировок по ходу его реализации.
Основные технические аспекты реализуемого подхода к захоронению РАО и ОЯТ подразумевают под собой:
- централизованную локализацию и изоляцию ОЯТ в геологических структурах глубокого залегания;
- непрерывный мониторинг хранилища;
- возможность перезахоронения ядерных отходов;
- возможность промежуточного захоронения в геологических структурах неглубокого залегания.
Внедряемая система управления подразумевает:
- гибкость в сроках и способах реализации;
- поэтапное принятие решений, оставляющее возможности для корректировки;
- готовность применить новейшие технологические и научные разработки, традиционные знания коренного населения, общественные ценности;
- открытый и честный выбор места захоронения с участием всех - поиск проинформированной и готовой к сотрудничеству принимающей территории;
- постоянное вовлечение в процесс людей общин.
Всеобъемлющая программа проводимых НИОКР сосредоточена на геологических исследованиях, разработках технологии захоронения, безопасности будущего хранилища. Канада принимает активное участие в различных международных программах (в частности, с Великобританией и Швецией), а также отслеживает появление новых технологий обращения с РАО и ОЯТ в мире.
Совсем недавно (в середине января 2014 года) NWMO объявилаexternal link, opens in a new tab об исключении площадок Арран-Элдерсли и Соджин-Шорс из списка кандидатов на размещение объекта захоронения РАО и ОЯТ (по причине их недостаточного соответствия выдвигаемым геологическим требованиям).
В настоящее время эксперты организации продолжают предварительную оценку геологических и технических условий на более чем 10 площадках в различных провинциях Канады. Исследования продлятся ещё несколько лет вплоть до того момента, когда будет сделан окончательный выбор площадки размещения национального могильника РАО и ОЯТ.
В целом, канадский опыт изучения вопросов обращения с ядерными отходами свидетельствует о том, что:
- рассматриваемые вопросы носят комплексный характер и могут иметь серьезные последствия, что требует времени для разработки согласованного подхода;
- мнение и поддержка общества крайне важны;
- требуется прочная правовая основа, обеспечивающая организационную структуру, распределение обязанностей и гарантированный доступ к специально выделенному финансированию;
- требуемые финансовые вложения значительны (оценочно - 6 миллиардов канадских долларов чистой приведённой стоимости для решения проблемы ядерных отходов в Канаде).
- захоронение в геологических структурах с возможностью извлечения является основным направлением стратегии обращения с ядерными отходами в Канаде.