Украина имеет реальную возможность отказаться от российского газа. Для этого достаточно выполнить программу развития ядерной энергетики. Природные ресурсы для этого у Киева есть. Вопрос в источниках финансирования и политической воле.
«Мы сегодня реанимируем проекты создания ядерного топлива в Украине, основываясь на том, что у нас есть свое сырье и собственные наработки»,
— заявил в конце июня замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Вадим Улида.
Стратегия без тактики
Это только один из эпизодов масштабной программы развития ядерной энергетики, с помощью которой Украина намерена добиваться полной энергонезависимости (закреплена в Энергетической стратегии Украины до 2030 года). Помимо завода по производству тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) для реакторов, планируется построить централизованное хранилище отработанного ядерного топлива и 11 новых энергоблоков.
Стоимость строительства новых реакторов, заложенная в стратегии, составляет 265 млрд гривен ($22,5 млрд по текущему курсу). А всего на развитие ядерной энергетики за этот период планируется потратить более 380 млрд гривен ($32,5 млрд).
Проект хранилища, замороженный еще в 2005 году, был возобновлен в конце июня. С реакторами ясности пока нет. Соглашение с американской Holtec International о строительстве двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС между ГК «Энергоатом» и «Росатомом» было подписано еще в 2010 году, однако сейчас его реализация зависла.
Тем не менее «Росатом» не собирается ставить крест на проекте и надеется на его реализацию, заявлял в июне заместитель гендиректора госкорпорации Кирилл Комаров.
Пятые в Европе
Украина со своими 15 реакторами находится на десятом месте в мире и на пятом — в Европе по их количеству. В настоящее время атомные электростанции обеспечивают почти 50% всей выработки электроэнергии Украины (данные «Энергоатома»).
При этом, отметил в разговоре с «Газетой.Ru» старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, действующие энергоблоки недозагружены. Так, по словам аналитика, на Запорожской АЭС из шести энергоблоков работают четыре: один стоит в холодном резерве, на другом проходит плановый ремонт.
Кондратьев уверен, что, просто запустив в эксплуатацию простаивающие мощности, Украина способна довести долю АЭС в энергобалансе до 60%.
Если же программа строительства новых энергоблоков будет доведена до конца, к уже существующим 13,9 ГВт добавятся еще от 2 до 7 ГВт.
Таким образом, доля ядерной энергетики достигнет 70–90%.
Правда, последний сценарий даже авторы стратегии называют «оптимистичным».
Пока, по мнению эксперта, под сомнением даже «пессимистический» вариант.«Учитывая желание идти на разрыв с Россией в плане стратегических отраслей, если начинать строительство с нуля или пытаться его переформатировать, блок на 1000 МВт будет стоить $3–4 млрд, — говорит аналитик. — Такие деньги даются под государственные гарантии и обычно с твердыми гарантиями возврата инвестиций, инвестор должен понимать, как деньги будут возвращаться. Сейчас у «Энергоатома» очень низкий тариф на внутреннем рынке, и компании придется предлагать более высокие тарифы для мощностей, что сделает менее привлекательным для украинских потребителей».
Топливный дефицит
Пока все планы по развитию атомной энергетики Украины упираются в отсутствие собственных мощностей по производству ТВЭЛ. Кроме того, собственная добыча урана покрывает лишь 30% от потребностей. Закрыть эту прореху и призван проект создания собственного ядерного топлива, о котором говорил Вадим Улида.
Урановые залежи на Украине были открыты еще в 1945 году.
Уже в 1946–1947 годах началась их добыча в районе урочища Желтые Воды. В настоящее время на территории страны разведаны 12 урановых месторождений, кроме того, ряд площадей рассматриваются как перспективные. По разным данным, запасы урана на Украине составляют от 135 тыс. до 200 тыс. тонн.
Добычей и переработкой урановой руды занимается Государственное предприятие «Восточный горно-обогатительный комбинат» (ГК «ВостГОК»). В 2013 году предприятие выпустило 922 тонн концентрата природного урана — около 30% общей потребности.
Согласно Энергостратегии целевой уровень производства концентрата определен в 3,5 тыс. тонн — это, по мнению авторов документа, позволит полностью удовлетворить потребности энергетиков.
Таким образом, с учетом перспективных площадей запасов урана может хватить примерно на 100 лет добычи.
Стремление к энергетической независимости от России Украина испытывает давно.
Программа импортозамещения украинской военной продукции будет готова к концу июня и обойдется минимум в $15 млрд
Ракета-сносители
Заместить импорт украинской военной продукции Россия планирует за два-три года, обещает Минпромторг. Программа импортозамещения будет готова к концу... →
Так, планы по созданию полного цикла производства ядерного топлива на территории Украины появились еще в 2006 году, одновременно с принятием Энергостратегии.
Тогда же Новоконстантиновский рудник, включающий в себя шесть месторождений, в том числе крупнейшую в Европе по запасам урана шахту «Новоконстантиновская» (3 млн тонн руды), был передан из состава «ВостГОКа» в новообразованное предприятие ГК «Дирекция предприятия, которое строится на базе Новоконстантиновского месторождения урановых руд».
За этой уклончивой формулировкой скрывался завод по производству тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) для ядерных реакторов.
Однако уже в 2009 году шахта была возвращена в состав «ВостГОКа», а в 2010-м было создано украинско-российское совместное предприятие по строительству в Кировоградской области завода по производству ТВЭЛов. Но и этот проект окончился неудачей. По условиям договора стороны должны были внести по 50% уставного капитала. Россия свою часть внесла, Украина — нет.
Несмотря на это, сообщил «Газете.Ru» представитель «Росатома», от соглашения они пока не отказываются.
«Проект находится на стадии повторного выпуска допэмиссии, — рассказал он. — В конце прошлого года мы внесли свои $40 млн, но Украина свою долю внести не смогла. Наши деньги вернулись к нам, и теперь мы ждем, когда Украина найдет средства для инвестиций в проект».
Собеседник «Газеты.Ru» опроверг появившуюся в украинских СМИ информацию о том, что отказ украинской стороны был вызван попытками России изменить условия договора и исключить из проекта мощности по обогащению урана. По его словам, Украина изначально не хотела, чтобы производство ядерного топлива сопровождалось предприятием по обогащению урана.
Американский вариант
Тем не менее намерение Украины снизить зависимость от поставок ТВЭЛ из России очевидна.
Еще в 2008 году была сделана попытка частично заменить российское топливо американским. Однако поставленные компанией Westinghouse Electric сборки оказались конструктивно несовместимы с реакторами, сконструированными в СССР.
В результате в работе ТВЭЛ были зафиксированы нарушения. Убытки «Энергоатома» составили почти $200 млн.
Несмотря на это, в начале июня контракт с Westinghouse был продлен. Об этом на заседании Верховной рады заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк. По его словам, компания внесла в конструкцию сборок необходимые усовершенствования.
«Пока непонятно, будет ли Westinghouse добывать уран на Украине или ему будет выгодно по своим налаженным связям это все доделывать, — рассуждает Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов. — Добыча на Украине была бы выгодна, если бы там строились мощности по обогащению урана».
В противном случае затраты на транспортировку сделают этот проект неокупаемым.
Виктор Мурогов, экс-замглавы МАГАТЭ и член экспертного совета ПИР-центра, сомневается, что Westinghouse заинтересуется украинскими урановыми залежами.
«Рынок урана огромен, основные запасы расположены далеко, не на Украине, а в Казахстане и Канаде, — сказал он «Газете.Ru». — Все остальное — это просто разговоры. Производство топлива для реакторов — это одно, а добыча — это другое».