29 марта в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано и глава российской госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко подписали соглашение о создании на территории России гарантийного запаса низкообогащенного урана (НОУ). Инициатива предусматривает создание системы международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла и должна обеспечить равный доступ всех заинтересованных государств к атомной энергетике при соблюдении требований режима ядерного нераспространения.
Йогеш Джоши, научный сотрудник Центра международной политики, организации и разоружения в Школе международных исследований Университета Джавахарлала Неру в Дели (Индия):
"Не секрет, что статья 4 Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) предусматривает право на развитие атомной энергетики государствами, не обладающими ядерным оружием (ГНОЯО). Тем не менее, основная дилемма с развитием мирной атомной энергетики и всех связанных с нею процессов в том, что она неизбежно позволяет государству адаптировать необходимые технологии для создания ядерного оружия. Это то, с чем мир столкнулся в так называемых "прорывных" случаях с Ираном и Северной Кореей. Именно этот вопрос и дал импульс для размышлений, каким образом можно оставить ГНОЯО без чувствительных элементов ядерного топливного цикла: по обогащению урана, а также по переработке отработанного топлива для восстановления плутония.
Одним из способов исключить возможность распространения ядерных технологий между государствами, которые хотят развивать гражданскую атомную энергетику, является предотвращение создания собственного производства ядерного топлива. Предоставляя политические и экономические гарантии непрерывных поставок ядерного топлива для гражданских целей, если государство-получатель полностью выполняет обязательства в рамках режима нерапространения, можно побудить такие государства не прибегать к развитию таких технологий двойного назначения, как обогащение и переработка. Это особенно актуально для современных реалий, так как мы полагаем, что с активизацией обеспокоенности в связи с изменением климата, ядерный ренессанс неизбежен. Кроме того, экономически не выгодно развивать собственные заводы по обогащению топлива, когда топливо доступно по конкурентным ценам на мировом рынке.
Все эти вышеупомянутые условия, которые лежат в основе усилий международного сообщества (в особенности стран, обладающих ядерным оружием и техническими знаниями в этой области) сделать так, чтобы поставки топлива под эгидой МАГАТЭ были гарантированы. Банк ядерного топлива в Ангарске является конкретным примером таких усилий. Банк ядерного топлива в Ангарске на самом деле является частью большей стратегии, обнародованной премьер-министром РФ Владимиром Путиным в 2006 году (в бытность его российским президентом), которая называется Глобальная инфраструктура атомной энергетики (ГИАЭ). Идеей проекта ГИАЭ было создание ряда центров по всему миру, которые могли бы взять на себя соответствующие чувствительные элементы ядерного топливного цикла и, следовательно, пресечь распространение ядерного оружия. В то же время, было предусмотрено обеспечение необходимых потребностей в топливе стран-участниц без раскрытия секретов технологии обогащения. Первой попыткой в рамках данной стратегии стало создание Международного центра по обогащению урана (МЦОУ) в Ангарске, которое началось в 2006 году и фактически обеспечивает топливом Ангарский банк ядерного топлива.
Гарантийный запас ядерного топлива в Ангарске обеспечит Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) большим объемом компетенции и ресурсами в ситуациях, когда государствам-получателям отказано в поставках поставок ядерного топлива по политическим соображениям. Если какое-либо государство-поставщика будет пренебрегать своими обязательствами по поставкам топлива для стран-получателей, соблюдающих режим нераспространения и гарантии МАГАТЭ, банк ядерного топлива оперативно предоставит необходимое топливо, гарантируя тем самым, что страна-получатель не понесет никакого экономического ущерба. Резерва в 120 тонн низкообогащенного урана достаточно для производства тепловыделяющих сборок для двух основных загрузок реакторов на легкой воде мощностью 1ГВт (э). Такие резервы повысят доверие тех государств, которые отказались от собственного развития технологий ядерного топливного цикла в рамках действия договора о нераспространении. Это также послужит веским аргументом для тех государств, которые опасаются своей зависимости от поставок иностранного топлива, которым сопутствует множество условий.
В целом, воплощение в жизнь идеи создания гарантийного резерва ядерного топлива в Ангарске является долгожданным шагом, и, безусловно, поможет в деле укрепления приверженности России к статье IV Договора о нераспространении. Резерв ядерного топлива также гарантирует, что страны, не обладающие ядерным оружием, не будут подвергаться шантажу со стороны государств-поставщиков по мелким политическим мотивам, и приведет к увеличению общей уверенности государств, не обладающих ядерным оружием, в режиме нераспространения. Он также предоставляет в распоряжение МАГАТЭ столь необходимые ресурсы, чтобы удостовериться, что этот банк топлива выполняет свои функции наиболее эффективным образом".