Было принято правильное решение перед форумом организовать технический тур для членов Общественного совета и представителей гражданского общества из Красноярска на Горно-химический комбинат. Как по пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Во время таких туров есть возможность в деталях получить всю нужную информацию от специалистов, увидеть в действии все технологические процессы, узнать график следующих работ. Я посещаю комбинат не первый раз и могу отметить огромный прогресс в доступности и открытости информации, доброжелательном и профессиональном отношении к прибывающим визитерам. Кстати, впервые, в 1996 году в Красноярске прошла большая международная конференция по проблемам радиационной безопасности, где работники комбината сделали доклад по «горячим частицам», которые снова встревожили общественность Красноярска. Я уверен, что сегодняшний тон таких открытых диалогов задает генеральный директор ГХК Петр Михайлович Гаврилов, который обязательно встречается с гостями комбината и отвечает на все технические и социальные вопросы. Я убежден, что после остановки последнего промышленного реактора в 2010 году, ГХК удалось пройти с минимальными потерями стадию конверсии и перейти на работу с масштабными проектами атомной энергетики. В настоящее время на комбинате трудятся порядка 5300 человек, средняя зарплата специалистов 45 тысяч рублей, что вполне достойно для региона. При этом, средний возраст работников составляет 44 года! Меня в последние годы волнует проблема обустройства выпускников вузов, получивших инженерную или естественно-научную специальность. Генеральный директор сообщил нам, что молодой специалист, приезжающий на работу на ГХК, сразу получает однокомнатную квартиру в 40 м2, а дальше может рассчитывать на льготную ипотеку. Вот так бы обеспечить замечательных выпускников, скажем, в новосибирском Академгородке, откуда уезжают по этой причине лучшие ребята.
Одним из последних достижений ГХК стало получение уже на промышленной основе 20 килограммов МОКС топлива. Сложность этой задачи поймут специалисты, но я отмечу только, что эти печи для получения качественных таблеток с этим топливом, работающие в радиационных полях, были сделаны нашими конструкторами. Промышленное производство МОКС-топлива на ГХК для реактора БН-800 на Белоярской АЭС будет полностью автоматизированным.
Я могу еще долго перечислять внедренные разработки на ГХК с дополнением «впервые в мире». Так, к примеру, масштабный проект создания «сухого хранилища». В «сухое» хранилище ОЯТ в 2014 году планируется отправить 3,5 тыс. ОТВС РБМК. Причем в этом году, кроме Ленинградской АЭС, уже начался вывоз ОЯТ с Курской АЭС. Развертывание таких работ позволит значительно быстрее осуществить разгрузку хранилищ на атомных станциях и вывезти топливо РБМК на постоянное хранение на ГХК. Для этого строится вторая очередь «сухого» хранилища, сдача которого в эксплуатацию намечена на 2015 год. Там будет два основных здания для топлива реакторов типа РБМК-1000 и топлива с ВВЭР-1000, а также инфраструктура. ОЯТ ВВЭР-1000 находится сейчас в «мокром» хранилище. Его будут постепенно «перегружать» в новый комплекс. Тем самым будет решен вопрос безопасного хранения ОЯТ на десятилетия до вступления в строй мощностей по переработке отработавшего топлива.
Отработка технологий переработки ОЯТ будет происходить в Опытно-демонстрационном центре (ОДЦ). Пусковой комплекс ОДЦ должен быть введен в строй к концу 2015 года. В 2018 году планируется ввести в эксплуатацию вторую очередь ОДЦ – радиохимический завод, способный перерабатывать до 250 тонн ОЯТ реакторов ВВЭР в год. До 2030 года планируется строительство завода РТ-2 по переработке ОТВС реакторов ВВЭР, БН и других типов реакторов.
Проблема вывода из эксплуатации радиационно-опасных объектов актуальна для всех стран ядерного клуба, имеющих ядерные оружейные программы (США, Англия, Франция, Китай). Технология вывода из эксплуатации «по месту» промышленных уран-графитовых реакторов, разработанная специалистами Горно-химического комбината, получила международное признание, и могут быть использованы и на многих других площадках.
Уже завершены работы по приведению в безопасное состояние подземных емкостей-хранилищ радиоактивных пульп, использовавшихся ранее в технологической схеме радиохимического завода (РХЗ). Кстати, остановленные промышленные реакторы и РХЗ находятся в помещениях внутри скальных выработок, или, как коротко называют сами железногорцы, в «Скале». Это уникальное сооружение по масштабу подземных помещений, равное московскому метрополитену по состоянию на 1964 год. Ничего подобного нигде в мире больше нет.
Постепенно идет решение тяжелых экологических проблем на ГХК, накопленных за период создания «ядерного щита» страны. На промплощадке предприятия размещены: полигон подземного захоронения ЖРО; 9 хранилищ ЖРО – 3 открытых бассейна-хранилищ, 6 закрытых хранилищ; 18 хранилищ ТРО (из них по состоянию на конец 2013 года 15 выведены из эксплуатации и находятся под контролем и за этот год изолировано 818 т ТРО активностью 1,7 ТБк). Уже несколько лет комбинат работает в рамках Системы экологического менеджмента на предприятии. Ежегодно выпускаются доступные всем «Отчеты по экологической безопасности».
В этом техническом туре мы посетили бассейн ЖРО 354, ранее выведенный под «серую лужайку». На этой площадке расположены два бассейна, один из которых уже выведен из эксплуатации, второй остается в работе. Вокруг этих сооружений пробурены несколько десятков контрольных скважин. Мы проверили радиационную обстановку рядом с закрытым 354 бассейном – дозиметры показали 30 мкР/час, что вполне нормально и безопасно.
Новая технология на основе тонкой химической очистки, разработанная инженерами и учеными комбината, обеспечила степень очистки, которая позволит ЖРО перевести в класс нерадиоактивных отходов и вернуть в технологическую схему значительную часть водных ресурсов. В результате появилась возможность не только сокращения количества ЖРО путем перевода отходов в другой класс, но и возвращать в технологическую схему значительного количества водных ресурсов. Данная разработка была удостоена премии «Инновационный лидер атомной отрасли – 2014».
Пока еще на ГХК продолжается закачка РАО в глубинные геологические формации. Из отчета ГХК за 2013 год размещено в этом хранилище 62 500 м3 ЖРО с общей активностью 4,8х104 ТБк. Как считают ряд экологических организаций, тем самым, нарушен принцип недопустимости хранения и захоронения РАО без необходимой изоляции от компонентов природной среды. В последние годы объем закаченных ЖРО на ГХК существенно снижается. Еще более стимулирует уменьшение этих объемов установленные МПР тарифы на захоронение ЖРО на 2015 год. Так к 5 классу ЖРО, подлежащие захоронению в пунктах глубинной закачки, созданных до вступления в силу закона об обращении с РАО. Согласно приказу Минприроды, на захоронение РАО класса 5 устанавливается несколько тарифных ставок. Тариф для РАО этого класса, образующихся в результате деятельности ГХК, самый высокий и составит 8472,16 руб. за кубометр.
Теперь о состоявшемся форум-диалоге «Атомные производства, общество, безопасность – 2014». Как отметили мои коллеги, и я с ними целиком согласен, очень хорошо, что мы последние обсуждения проблем радиационной и экологической безопасности проводим в крупных университетах. Так было недавно в Дальневосточном федеральном университете, так произошло и сейчас на площадке Сибирского федерального университета. Студенческая и преподавательская аудитория вокруг подчеркивает один из важнейших трендов ГК «Росатома» - развитие современного образования и ответственность за воспитание будущих поколений. Главная задача наших региональных форумов - построение конструктивного диалога специалистов-атомщиков с представителями общественности. И даже в сути работы нашего Общественного совета определен самый главный участник – заинтересованные представители гражданского сообщества. Я считаю, что это не только представители различных неправительственных организаций, представленных в нашем Совете, но и представители академического сообщества, отстаивающих свою независимую, гражданскую позицию. Для красноярцев в последние несколько лет дискуссионным, а иногда вызывающим тревогу, является проект подземной исследовательской лаборатории в Нижнеканском массиве для решения задачи окончательного удаления средне- и высокоактивных РАО. Захоронение РАО – это конечная стадия обращения с ними. И поэтому безопасность должна быть обеспечена для настоящего и будущих поколений на весь период потенциальной опасности РАО.
Законченных объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов в мире практически нет. Дальше всех в этом направлении продвинулись шведы. Мы видели такие же работы в Финляндии, где прошли все экспертизы и скоро начнут строительство. Во Франции много лет ведутся работы подобного профиля, где в качестве природного объекта выбор сделан на глиняных породах. В ФРГ создано хранилище без возможности извлечения, которое располагается на бывшем железном руднике "Конрад" в Нижней Саксонии.
В России было исследовано 18 возможных площадок и был определен лучший участок в Нижнеканском массиве, рядом с ГХК. Однако оценка безопасности этого возможного объекта – это процесс и результат систематического анализа и оценки всех аспектов практической деятельности и соответствующих мер защиты и безопасности, направленный на получение количественных характеристик для сравнения с критериями соблюдения всех соответствующих требований. Для изучения всех аспектов состояния выбранного объекта и прогнозов возможных изменений на научно достоверный период необходимо сначала создать подземную лабораторию (ПИЛ).
Подземная исследовательская лаборатория, по итогам работы которой будет уже приниматься решение − можно там размещать пункт окончательного захоронения высокоактивных и среднеактивных РАО или нет. В лаборатории необходимо будет отработать технологические вопросы, при этом соблюдая все жесткие требования по безопасности. Также необходимо обучить персонал, все будет отрабатываться на модели, повторяющей характеристики объекта один к одному. Одновременно будет продолжено исследование массива. Лаборатория должна помочь получить более полную картину выбранного массива. Будет также проведен весь комплекс гидрогеологических, теплофизических и других исследований.
На форуме выступил представитель проектировщиков ПИЛ, геолог В.П.Бейгул, который доложил о закончившимся этапе изыскательских работ – пробурено 20 скважин (14 из них глубиной 700 метров), взяты на исследование керны породы. Он отметил: "Независимо от нас Енисейский участок изучают немецкие коллеги и дают свои оценки безопасности».
Хочу отметить, что в аудитории были представители различных СМИ и ряда общественных организаций. Всем, кто хотел задать вопросы, была предоставлена такая возможность. Это одна из задач форума – создать площадку для информирования и диалога различных сторон. Считаю, что на Красноярском форуме организаторы справились с этой задачей.
На предстоящий большой форум-диалог в апреле следующего года предлагаю включить доклад о ядерном противостоянии, включая и политические, и коммерческие аспекты, которые уже прослеживаются в настоящее время, как противодействие деятельности ГК «Росатом» на международной арене.