Комментарий к статье М.Л. Глинского и А.А. Абрамова с соавторами: «Задачи отраслевой системы экологического мониторинга при выводе из эксплуатации объектов ядерного наследия»external link, opens in a new tab.
Специалисты и посетители портала "Российское атомное сообщество" уже знакомы с мониторингом состояния недр по неоднократным выступлениям Марка Львовича Глинского на страницах портала и отраслевых научных журналов. Но предлагаемая статья, с моей точки зрения, отличается новым взлядом на роль мониторинга состояния недр: авторы предприняли достаточно целостную и успешную попытку показать значение ОМСН как основного деятельностного инструмента в создании комплексной отраслевой системы Госкорпорации "Росатом" в решении задачи обеспечения безопасности ядерно опасных объектов.
Системная роль мониторинга недр позволяет использовать его на всех стадиях жизненного цикла: на стадии размещения ЯРОО, их эксплуатации, вывода из эксплуатации и реабилитации территории. Причём в статье речь идёт о всех объектах, как атомной энергетики, так и «ядерного наследия». Мне кажется, что в общественном сознании ещё не закреплена выдающаяся роль именно этого вида мониторинга в безопасном развитии атомной и ряда смежных отраслей промышленности. Ведь только методология ОМСН позволяет охватить не только состояние самих недр, но и приповерхностные экосистемы биосферы, сквозь которые радионуклиды и химические загрязнители проникают в глубинные горизонты недр. Это почвы, растительный покров, поверхностные и грунтовые воды, донные отложения и илы водоёмов. Вот почему в наблюдательной сети ОМСН, наряду с более глубокими скважинами, большая доля приходится на приповерхностные пункты наблюдения, систематического контроля и отбора проб воды и почв. Отсюда и достоверность прогнозного моделирования ОМСН.
И последнее. Я убеждён, что сегодня, в наступающей эпохе вывода из эксплуатации отслуживших свой срок ядерно опасных объектов и накопившихся РАО и ОЯТ, без применения и совершенствования комплексной системы ОМСН в России и других странах мира принципиально невозможно решить эту сверхактуальную социально значимую проблему. Значит с высокой степенью научной достоверности можем заключить: будущее – за ОМСН, в атомной и смежных отраслях.