«Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года не лишен серьезных противоречий и недостатков из-за отсутствия внятного прогноза, целей, задач и стандартов социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Так, проект предполагает замедление развития электроэнергетики, в том числе атомной, признанной Парижским соглашением по климату важнейшей составной частью зеленой энергетики. И это при том, что Россия находится на 32 месте в мире по уровню потребления электроэнергии на душу населения. Первыми в этом рейтинге идут страны, имеющие самый высокий уровень жизни, что говорит о прямой зависимости качества жизни народа и доступности потребления электроэнергии.
Например, стагнацию социально-экономического развития Поокского региона (Нижегородская, Владимирская, Рязанская области) ранее предполагалось преодолеть за счёт строительства Нижегородской АЭС, что сегодня откладывается на неопределенное время. По материалам РСПП, размер невостребованных генерирующей мощности в единой энергосистеме (ЕЭС) России в 2017 году составил порядка 34 ГВт. Указанный «избыток» мощности сопоставим с объемами всех заключенных договоров о предоставлении мощности по ТЭС на органическом топливе. С учетом того, что доля ДПМ составляет до 70% от платежа за мощность, потребляемую на оптовом рынке, промышленные потребители оплачивают невостребованные генерирующие объекты в размере до 10-15% от полной розничной цены. Проблема пресловутого «избытка» энергетических мощностей в России и «отсутствия» спроса на электрическую энергию имеет следующее решение:
1. Учитывая, что значительная часть низкоэффективных и технически отсталых энергомощностей сохраняется на рынке из-за дисбаланса и неверной тарифной политики на энергоносители, в том числе «платежей за мощности» и, как следствие, так называемого «перекрестного финансирования», Правительству РФ необходимо разработать и утвердить «Перечень технических стандартов расходования газа по регулируемым ценам на производство единицы товарной продукции». Речь идет об утверждении предельных норм расходования газа, получаемого по внутренним ценам, на производство единицы товарной продукции, в т.ч. электроэнергии, теплоносителя, горячей воды, металлов, удобрений и других продуктов химической промышленности, всего примерно по 70 товарным группам. Если товаропроизводитель не укладывается в технические стандарты, он обязан сверхнормативный газ приобретать по экспортным ценам для стран ЕС. Эти нормы должны рассчитываться на основании имеющихся в мире наилучших доступных технологий (НДТ), и периодически пересматриваться в сторону ужесточения.
2. Правительству РФ с участием заинтересованных сторон необходимо разработать и принять долгосрочные программы социально-экономического и инновационного развития России, создающие новые грандиозные рынки электрической энергии, в том числе:
- «Новое обустройство России» через массовое строительство высококлассного индивидуального жилья в регионах;
- «Электромобилизация России» и приход на наши улицы электромобилей;
- «Светлая Россия» и принятие новых стандартов освещения городов и поселений, развитие искусства света.
Практическая реализация наших предложений приведет к поэтапному уходу от перекрестного финансирования, платежей за мощности и созданию реального конкурентного рынка электроэнергии.
Ускорится вывод из эксплуатации низкоэффективных и технически отсталых энергомощностей и строительство новых, высокоэффективных и экологически чистых энергетических блоков, в том числе и в атомной энергетике».