В начале января на канале «Россия 24» вышло интервью с главой «Росатома» Алексеем Лихачевым. Запись шла в павильоне «Атом» на ВДНХ. Руководитель госкорпорации считает, что минувший год войдет в историю отрасли как переходный к атомной энергетике четвертого поколения. Приводим основные тезисы.
О лидерстве
Все, что происходит в мире, непосредственно отражается на атомной отрасли. Но даже в этих сложных условиях мы продолжаем оставаться глобальным лидером. Мы не просто подтвердили за 23‑й год свою лидерскую позицию — мы во многом ее развили. У нас опять рекорд по выручке в целом, рекорд по зарубежной выручке, по новым продуктам. Есть серьезные достижения на Северном морском пути. Есть большое продвижение на российских и зарубежных стройках. Да и все остальные направления тоже вполне достойно развивались, несмотря на внешнее давление.
О «Прорыве» в будущее
Флагманский проект атомной энергетики четвертого поколения — это опытно-демонстрационный комплекс «Прорыв», который «Росатом» реализует в Северске. Кроме того, только Россия имеет опыт эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах в промышленном, индустриальном формате. Один из наших быстрых реакторов полностью загружен МОКС-топливом, на Горно-химическом комбинате впервые создана целая линейка этого топлива с самыми зловредными отходами. Это америций, это галлий — вещества, созданные человеком в ходе работы в ядерной сфере. Одна из важных сторон технологического уклада четвертого поколения — трансмутация, дожигание этих вредных минорных актинидов непосредственно в промышленных реакторах.
О спросе на АЭС малой мощности
Интерес к малым атомным станциям растет и в России, и за рубежом. Баимский ГОК расположен относительно недалеко от береговой линии, и вполне логично, что там оказались востребованы наши компетенции и уже строятся первые атомные плавучие энергоблоки. Даже лидер российского энергетического рынка «Газпром» решил включить в свою палитру атомную генерацию. Для нас это и большая честь, и большой вызов. Заложенный в прошлом году тренд на востребованность малых мощностей в ближайшие годы, несомненно, получит развитие.
О больших стройках
Сдача в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции — уникальное событие в мире. И по мощности атомной генерации, и по качеству этого проекта. Главный вопрос, который был у Александра Григорьевича Лукашенко по итогам работы, — как не отпустить «Росатом» из Беларуси. Мы договорились, что минимум еще десяток проектов будем реализовывать совместно.
В Венгрии — серьезный прорыв, мы перешли к полномасштабному строительству двух энергоблоков. В Египте практически все готово к тому, чтобы залить первый бетон на четвертом блоке. С опережением планов идут наши стройки в Китайской Народной Республике, там четыре блока в промышленной эксплуатации, четыре мы строим.
В Индии два блока в промышленной эксплуатации, два — в высокой степени сооружения, два, как говорится, на разгоне.
О развитии Севморпути
Какие бы сложности ни возникали, мировой грузопоток будет только увеличиваться. Я благодарен нашим партнерам — «Газпром нефти», «Лукойлу», «Норникелю», которые нашли возможность с западного направления, условно, с направления Суэцкого канала, опережающим темпом перенаправить часть грузопотоков через Северный морской путь. Это позволило нам, во‑первых, еще до Нового года достичь плановых 36 млн т (по уточненным данным, 36,254 млн т. — «СР»), а во‑вторых, увеличить международный транзит до рекордной цифры — заметно более 2 млн т. С нашим базовым партнером, компанией «Новатэк», мы начнем в этом году уже круглогодичное движение по восточному направлению. Это мечта всех русских моряков испокон веку — возможность в любое время года пройти восточным направлением Севморпути.
О трансформациях новых бизнесов
Несколько лет назад понятие «новые бизнесы» у «Росатома» трансформировалось в понятие «новые продукты» с ориентацией на рынок. Сейчас произошла вторая трансформация, теперь мы говорим о проектах технологического суверенитета — о дорожной карте закрытия белых пятен в российской промышленности, возникших в связи с уходом западных поставщиков. От радиофармпрепаратов и медицинского оборудования до сложнейшего математического программного обеспечения — эти белые пятна мы должны закрыть вместе с партнерами, под руководством правительства.
О кадровой политике
Мы прикинули стратегию развития отрасли до 2030 года. К этому времени нам нужно найти дополнительно 300 тыс. человек. Около 100 тыс. — на традиционные направления, 100 тыс. — на новые и 100 тыс. — на зарубежные объекты. Кадры мы начинаем искать со школ и даже детсадов, отбирая в атомградах ребят, наиболее склонных к физике, к математике, к естественным наукам. Особая наша ценность — это Национальный центр физики и математики, филиал МГУ в Сарове, проекты «Большой Снежинск» и «Обнинск Тех». Люди — это и главный вызов, и главный ресурс. Все наши установки, стройки, проекты — что они без людей? Да ничего! Я вижу большой ресурс работы со студенчеством и в больших городах, таких как Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Екатеринбург, ну и, конечно, Москва.
О задачах на 2024 год
Первая и главная задача — это безусловное выполнение всех государственных заданий.
Второй момент, который я бы назвал переломным, — старт работ над технологическим ландшафтом четвертого поколения энергетики. Это серьезная и вдумчивая работа: международная атомная семья должна дать определение четвертому поколению не только на основании учебников и докторских диссертаций, но и на основе практических, референтных, как мы говорим, решений.
Третья задача связана непосредственно с продвижением всех проектов технологического суверенитета. И моя мечта в этом году не только продвинуть за горизонт планирования темы, по которым мы уже работаем, но и еще одну-две к ним добавить.
Конечно, хотелось бы выйти на новые зарубежные стройки. У нас четыре объекта в высокой степени готовности. Значит, в 24‑м нас ожидают физпуски. Рождение атомных блоков на планете — всегда событие мирового масштаба.
Также хотелось бы в наступившем году продвинуть наш статус одного из лучших работодателей страны. К задачам атомной энергетики, развития новых продуктов, освоения зарубежных рынков мы добавляем задачу движения вперед по пути раскрытия человеческого потенциала.