Строительство новых АЭС в Испании фактически прекращено, однако правительство страны про атомную отрасль не забывает. Идёт модернизация существующих станций, есть «живые» проекты в сфере ядерной и радиационной безопасности, развивается урановый бизнес. Это даёт российским компаниям шанс усилить свои позиции на местном рынке.
Потребление электроэнергии в Испании растёт примерно на 1,7% в год. По прогнозам экспертов, в целом в ближайшие 10 лет оно может увеличиться почти на 16% (данные Business Monitor International). При этом местная инфраструктура практически отделена от ЕС — лишь около 2% мощности импортируется из Франции и столько же экспортируется в Португалию. Ключевым элементом энергетической политики страны власти называют энергосбережение.
Пока основным энергоносителем для Испании продолжает оставаться нефть. Её доля в генерации — 55%, на втором месте газ (23,5%). Атом в энергобалансе на сегодняшний день занимает 9%. Ещё примерно 8% принадлежит угольной генерации, 4,5% приходится на ГЭС. Специалисты считают, что именно гидро- и тепловая энергетика — те «драйверы», которые обеспечат растущие потребности страны.
Несмотря на то, что динамика спроса на электричество в Испании выше среднеевропейской, правительство заявило, что отказывается от строительства новых атомных энергоблоков.
По словам министра промышленности Мигеля Себастьяна, сокращение потребления на 20% за счёт экономии будет эквивалентно удвоению количества реакторов. «Первое выглядит для меня проще и дешевле, — отмечает он. — Более того, энергосбережение даёт немедленный эффект, в то время как на новые АЭС нам понадобится 15 лет. В первом случае нет противоречий, нет отходов и нет проблем с безопасностью».
Однако российские эксперты полагают, что атомная энергетика в странах ЕС наиболее оптимальная альтернатива углеводородам. «Уже сейчас это очень важное звено энергетической системы ЕС. Впоследствии, при реализации заявленных инициатив по снижению выбросов парниковых газов и развитию, в том числе, атомной энергетики, её доля будет только увеличиваться, — говорит глава Атомпромресурсов Андрей Черкасенко. — Сегодня до половины общего производства электроэнергии ЕС приходится на возобновляемые источники и АЭС, причём выработка последних достигает 30%». Не исключено, что и Испания в будущем пойдёт по такому пути.
ЗАМОРОЖЕННАЯ СТРОЙКА
На сегодняшний день в стране действуют восемь атомных блоков — шесть с реакторами с водой под давлением типа PWR (западный аналог российского ВВЭР) и два с кипящими реакторами BWR. Ещё два блока уже выведены из эксплуатации. Для сравнения — в соседней Франции работает более 50 ядерных энергоблоков.
Программа строительства АЭС в Испании появилась в 1964 году. Тогда началось со¬оружение станции «Хосе Кабрера». Через два года стартовали работы на площадке «Санта Мария де Гарона» (там использовалась технология кипящего реактора), а два года спустя — на объекте «Ванделлос».
В 1972 году была учреждена госкомпания ENUSA, занимающаяся атомной энергетикой. Тогда же местные специалисты приступили к освоению реакторов второго поколения. В проектах участвовали испанские Empresarios Agrupados, INITEC и ENUSA. Однако из семи энергоблоков завершены были только пять.
В начале 1980 х открылось строительство пяти энергоблоков на основе реакторов третьего поколения. Но и тут в результате запустить удалось лишь два. Затем после аварии на Чернобыльской АЭС правительство Испании, последовав примеру властей целого ряда европейских стран, наложило десятилетний мораторий на сооружение АЭС. В 1994 году запрет был продлён, и сейчас усилия местных атомщиков сконцентрированы по большей части на увеличении срока эксплуатации уже действующих мощностей.
В настоящее время основными владельцами и операторами АЭС в Испании являются Endesa и Iberdrola. При этом первая фактически принадлежит итальянскому концерну Enel. Обе компании создали также два совместных предприятия для эксплуатации АЭС — Asociacion Nuclear Asco-Vandellos (ANAV) и Centrales Nucleares Almaraz-Trillo (CNAT).
В 1984 году в Испании появилась государственная структура, занимающаяся утилизацией отработанного ядерного топлива, — ENRESA. Спустя 15 лет парламент утвердил генеральный план утилизации радиоактивных отходов, а в середине 2006 года одобрил проект ENRESA по строительству хранилища ОЯТ. Всего такие объекты планируется открыть в восьми городах. Предполагается, что каждый будет рассчитан на 100 лет эксплуатации и сможет вместить 6,7 тыс. т отработанного топлива, а также 2,6 тыс. куб. м промежуточных продуктов. Определены источники финансирования — на эти цели идёт 1% от доходов с продажи электроэнергии АЭС. Правительство Испании предложило также муниципальному руководству городов, где будут сооружаться хранилища, выделить по 700 млн. евро на их строительство.
ИСПАНСКИЙ УРАН
Перспективы строительства новых атомных мощностей в Испании пока весьма туманны, однако страна готова развивать проекты в части обеспечения ядерной энергетики топливом. Уран был обнаружен в испанском районе Саламанка в 1950 х годах, его добыча началась в 1974 году в шахте Fe, принадлежащей компании ENUSA. Всего здесь было произведено более 4 тыс. т урана, однако в 2000 году добыча стала нерентабельной из-за низких цен на уран на мировом рынке, и шахту закрыли.
Крупнейшей уранодобывающей компанией, работающей в Испании, сегодня является австралийская Berkley Resources. Она владеет лицензией на добычу урана на ряде месторождений в провинции Ретортильо, общие запасы которых оцениваются в 8,7 тыс. т. Berkley также имеет представительство в Саламанке. В декабре 2008 года компания заключила соглашение с ENUSA о проведении технико-экономического обоснования своих проектов по добыче урана в испанских областях Агила и Аламеда (запасы — более 8 тыс. т урана). А недавно подписан договор о создании СП по добыче урана, где австралийской компании будет принадлежать 90%, а испанской — 10%. Berkley готова вложить в «дочку» 20 млн. евро. В рамках соглашения с ENUSA Berkley будут платить 2,5% роялти от совместно добываемого урана плюс 2,5% доходов от продажи всего испанского урана, который перерабатывается на заводе Quercus.
Кроме того, на территории Испании расположены и несколько заводов производству топлива. Среди них — Juzbado в провинции Саламанка (принадлежит ENUSA). Он введён в эксплуатацию в 1985 году, изготавливает топливные элементы для реакторов BWR и PWR. Большая часть продукции предприятия уходит на экспорт. Ещё один завод, GNF ENUSA Nuclear Fuel (GENUSA), введён в строй в 1989 году. Это совместное предприятие с компанией GNF. Кроме того, ENUSA договорилась с американской Westinghouse и британской BNFL о создании новой компании European Fuel Group (EFG), которая занимается продвижением ядерного топлива на европейском рынке.
Несмотря на то, что в Испании работают только реакторы западного дизайна и строить новые станции здесь пока не планируют, местный ядерный рынок нельзя считать потерянным для российских компаний, полагают эксперты. Так, вскоре может смениться владелец Berkley. Компании нужны инвесторы, чтобы к 2012 году запустить свой основной проект в районе Саламанки. В 2010 году стало известно, что Северсталь Алексея Мордашова интересуется австралийской Berkley. Однако ясности по этому вопросу пока нет.
Кроме того, дочерняя компания Росатома ОАО «Техснабэкспорт» поставляет в Испанию обогащённый уран. «В отличие от стран Восточной Европы, парк АЭС Испании сооружался с использованием западных реакторных технологий, поэтому наиболее перспективными для России направлениями бизнеса здесь можно считать именно поставку урановой продукции, ядерного топлива, а также услуги по обогащению урана», — констатирует Андрей Черкасенко.
Милана ЧЕЛПАНОВА, для «Страны РОСАТОМ»