Конкуренция за богатства Арктики сегодня становится всё острее и значительную роль в её освоении по-прежнему играет Северный морской путь, где работают корабли Атомфлота. Такими атомоходами долгие годы командовал легендарный капитан Ламехов.
Жизнь и судьба Анатолия Ламехова неразрывно связаны с историей арктического мореплавания. Он прошёл в атомном флоте путь от рядового моряка до капитана судна. 14 апреля Герою Социалистического Труда и почётному полярнику России Анатолию Ламехову исполнилось 80 лет.
ДОРОГА К МОРЮ
Будущий капитан родился во Владимирской области. В 1950 году призвался на флот и начал свою карьеру на Чёрном море в должности матроса-моториста аварийно-спасательной службы. Именно тогда Анатолий Ламехов решил навсегда связать судьбу с морем. В 1956 году окончил штурманский факультет Высшего военно-морского училища в Архангельске. Однако форменный китель новоиспечённому офицеру пришлось носить недолго: в 1957 году, в связи с массовым сокращением ВМФ, затеянным Никитой Хрущёвым, лейтенант Ламехов был уволен в запас.
Тем не менее наш герой быстро отыскал применение полученным знаниям и навыкам. В 1957 году поступил на работу в Мурманское морское пароходство и продолжил мореходную карьеру в гражданском судовождении. Несколько лет Анатолий Ламехов набирался опыта, исполняя обязанности третьего помощника капитана на судах «Державин», «Репин», «Сестрорецк».
АРКТИЧЕСКИЕ БОГАТЫРИ
Новый этап в профессиональной биографии Анатолия Ламехова начался на дизель-электрическом ледоколе «Капитан Белоусов». Построенный по заказу СССР в Финляндии в 1953 году и вышедший на трассы Северного морского пути в 1955 году корабль до сих пор «на плаву». Позже наш герой перевёлся на ледокол «Капитан Воронин» из той же серии. Следующим у старпома Ламехова стал третий финский «брат» – «Капитан Мелехов». Осенью 1967 года судно приняло участие в буксировке флагмана советского атомного флота «Ленин» из Белого в Карское море. Атомоходу надо было добраться до места утилизации отсека атомных реакторов в районе бухты Цивольки на восточном побережье Новой Земли.
По воспоминаниям Анатолия Ламехова, это была одна из самых непростых операций. На переходе через Баренцево море буксирная «связка» «Капитан Мелехов» – «Ленин» попала в сильный шторм. Старпом Ламехов и капитан-наставник Герман Драницын, опасаясь за надёжность крепления троса, поднялись на корму и едва не были смыты за борт мощной волной.
В 1968 году старпома Ламехова направили в Финляндию, где по заказу СССР для нашего арктического флота строился новый дизель-электрический ледокол «Мурманск». На нём Ламехов прослужил до 1972 года, пока капитан Юрий Кучиев не пригласил его на должность первого старпома атомного ледокола второго поколения «Арктика», строительство которого на Балтийском заводе в Ленинграде близилось к концу. Ламехов принял это предложение. Так начался «атомный» период его карьеры, а в 1976 году наш герой уже занял должность дублёра капитана.
АТОМОХОД ИДЕТ К ПОЛЮСУ
«Арктика» – второй советский атомный ледокол. Установка мощностью 75 тыс. лошадиных сил позволяла взламывать лёд толщиной до 5 м и развивать на чистой воде скорость до 23 узлов.
25 апреля 1975 года на «Арктике» был поднят государственный флаг. Первым рейсом стал совместный с дизель-электрическим ледоколом «Адмирал Макаров» переход по Северному морскому пути на восток. Но звёздным часом для нового судна оказалось покорение Северного полюса.
Это произошло 17 августа 1977 года. В четыре утра по Москве, как раз во время вахты первого старпома Ламехова, «Арктика», преодолев мощный ледяной покров Центрального Арктического бассейна, достигла географической точки Северного полюса. За 176 часов плавания атомоход прошёл 2528 миль.
Знаменательное событие, явившее собой воплощение мечты многих поколений отечественных полярных исследователей и мореплавателей, было отмечено торжественной церемонией поднятия флага СССР, который взвился на высоту десятиметровой стальной мачты, установленной прямо на льду. Атомоход провёл на «вершине мира» около 15 часов. За это время учёные, входившие в состав научной группы, выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед отплытием моряки опустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением советского герба. Спустя два года Анатолий Ламехов вступил в должность подменного капитана «Арктики».
С появлением атомоходов на трассах Северного морского пути навигационный период увеличился до восьми-девяти месяцев, а на западном участке навигация стала круглогодичной. Значительно возросла и скорость проводки судов. Надёжная работа мощных советских атомоходов привела к резкому повышению эффективности всей транспортной системы Арктики.
ГЕРОИЧЕСКИЕ БУДНИ
Осенью 1983 года в Чукотском море сложилась неблагоприятная ледовая обстановка. Более трёх десятков транспортных судов и ледоколов были зажаты льдами вдоль побережья Чукотского и Восточно-Сибирского морей. Срочно потребовалась помощь «Арктики» – только она могла «взломать» ситуацию. В это время ледокол стоял на плановом ремонте в доке, и в строй его пришлось вводить в экстренном порядке. Заканчивали работы буквально на ходу.
Более двух месяцев в условиях полярной ночи длилась упорная битва со льдами, в которой атомоход всё-таки победил. За выдающийся вклад в успешное завершение исключительно трудной арктической навигации 1983 года, своевременную доставку грузов в порты Якутской АССР и Магаданской области, проявленные при этом мужество и героизм Анатолию Ламехову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1984 году он был назначен капитаном вновь строящегося атомного ледокола.
КАПИТАН «РОССИИ»
Атомный ледокол «Россия» сдали в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. В проекте был впервые внедрён ряд новых конструктивных решений, существенно повысивших ледовые качества. В январе 1986 года судно успешно выдержало испытания и приступило к работе на линии Мурманск – Дудинка. В период с 1986 по 1988 год корабль преодолел около 90 тыс. миль в сложных ледовых условиях, самостоятельно и совместно с другими ледоколами провёл около 400 судов с важными грузами для районов Крайнего Севера и продукцией Норильского горно-металлургического комбината.
Капитан Ламехов командовал атомоходом 13 лет. Наиболее значимыми ледовыми операциями за это время были: эвакуация дрейфующей у берегов Гренландии станции «Северный полюс – 28» в январе 1989 года, первый круиз с туристами из восьми стран на Северный полюс в августе 1990 года, сверхранний арктический рейс с теплоходом «Кандалакша» из Баренцева моря до Берингова пролива в апреле – мае 1993 года.
Осенью 1994 года вновь возникла тяжёлая ледовая ситуация на Дальнем Востоке. В связи с перебоями финансирования северного завоза транспортные суда вышли в Арктику с большим опозданием – уже началось новое льдо-образование. «Россия» была привлечена к проводкам свыше 30 судов. С задачей ледокол успешно справился. За эту операцию в 1995 году капитана Ламехова представили к ордену «За заслуги перед Отечеством» III степени. Он первый моряк, удостоившийся такой награды.
И даже с выходом на пенсию в 1997 году путешествия для Ламехова не закончились. В апреле 2002 года он и его когда-то начальник Юрий Кучиев приняли участие в первой в мире авиационной туристической экспедиции по маршруту Москва – Мурманск – остров Средний (архипелаг Новая Земля) – Северный полюс. Легендарные капитаны трое суток провели на «шапке» Земли, путь к которой в надводном плавании был открыт ими в 1975 году.