Участники проходящей в Париже Международной конференции стран – участниц Конвенции ООН по проблемам изменения климата (COP) пытаются разработать практический план действий по снижению выбросов парникового газа и замедлению повышения температуры на Земле. Парижская Конференция COP21 – последний шанс достичь прогресса. В 2011 году было заключено соглашение, согласно которому план действий должен быть разработан и согласован к концу 2015 года. Дело в том, что если средняя температура атмосферы Земли повысится примерно на 2 градуса по сравнению с эпохой до развития промышленности, то, как говорят ученые, это может привести к опасным и непредсказуемым изменениям климата. Согласно имеющимся данным, мы уже находимся на полпути к этой точке.
Одной из наиболее радикальных мер по сокращению выбросов парниковых газов является снижение использования ископаемых видов топлива. Но, с другой стороны, развитие мировой экономики вызывает как раз рост использования в энергетических целях все большего количества углеводородов: нефти, газа и угля. Поэтому ряд ученых на конференции по климату в Париже считают необходимым учесть роль атомной энергетики в снижении выбросов. Об этом, в частности, заявил генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкия Амано, выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. «Атомная энергия оказывает минимальное воздействие на окружающую среду и помогает избежать больших выбросов парниковых газов», – отметил Амано.
В отличие от угля и других ископаемых видов топлива, используемых для производства электроэнергии, при производстве атомной энергии не выделяется парниковых газов, которые коренным образом влияют на изменение климата, сообщил руководитель МАГАТЭ. По словам Амано, многие страны придерживаются мнения, что атомная энергетика поможет им решить сразу две задачи – обеспечить надежные поставки электроэнергии и сократить выбросы углекислых газов. В настоящее время в мире 441 атомный реактор в 30 странах производит 11% от генерируемой электроэнергии, еще 65 реакторов находятся в стадии строительства, преимущественно в Азии.
Во всем мире необходимость развития ядерной энергетики находит все большее понимание.
На прошедшем в сентябре 40-м симпозиуме Всемирной ядерной ассоциации (WNA) – ведущей международной конференции атомной отрасли – генеральный директор WNA Агнета Ризинг обозначила моменты, которые необходимы для реализации основного сценария по решению глобальных климатических проблем, ограничивающего потепление двумя градусами Цельсия к 2050 году. Так как по сценарию к 2050 году 150 ГВт(э) ядерных мощностей будет остановлено по истечении срока службы, к тому времени потребуется построить 680 ГВт(э) новых мощностей АЭС для достижения запланированной доли ядерной энергетики – 17%, или около 8 тыс. ТВт в год. Однако при этом подразумевается, что эмиссии от энергетики и связанных с ней производств к тому моменту могут быть реально снижены на 60% за счет использования возобновляемых источников, улавливания и хранения углерода, что в наилучшем случае является оптимистичным прогнозом. Поэтому более реальная цель – построить к 2050 году 1 тыс. ГВт(э) новых ядерных мощностей и выйти на уровень 25% ядерного электричества (около 10 700 ТВт-г), получаемого от 1250 ГВт(э) мощностей АЭС. Такие темпы роста далеко не беспрецедентны, но требуют интенсификации, чтобы начиная с 2025 года выйти на уровень строительства новых АЭС, существовавший в 1980-х годах.
Для достижения этих целей необходимо создать равные конкурентные условия для всех низкоуглеродных технологий, которые следует оценивать не только с точки зрения экологии, но и с точки зрения их надежности и сетевых затрат. Именно под этим углом зрения и следует оценивать окончательную редакцию Плана Чистой энергетики, которая была обнародована президентом США Бараком Обамой в августе этого года. Документ регулирует эмиссии парниковых газов от существующих электростанций на ископаемом топливе. По мнению Института ядерной энергетики США (NEI), выход новых правил «существенно изменит то, как работает электроэнергетический сектор, на много лет вперед» и окажет существенное влияние на все источники электроэнергии, включая АЭС. По этому варианту строительство новых и повышение мощности уже существующих ядерных энергоблоков помогут США к 2030 году уменьшить эмиссию углекислого газа на 32% от уровня 2005 года. Как заявил Обама, эта цель делает план «самым наиважнейшим шагом» из всех, когда-либо предпринимавшихся страной для решения глобальных климатических проблем.
В том же направлении можно рассматривать и недавно принятые меры правительства Великобритании, которое снизило субсидии в солнечной энергетике и поддержало инвестиции в строительство АЭС «Хинкли-Пойнт Си». Судя по всему, британские власти решили сделать ставку на развитие атомной энергетики как важной составляющей надежной энергосистемы.
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО «Инвестиционная компания ЛМС»:
«Речь идет об очень прагматичном решении продолжать развивать атомную энергетику. Атомная электростанция позволяет получать дешевую электрическую энергию, за счет которой можно поддерживать конкурентоспособность национальной экономики и развивать энергоемкие производства на территории Великобритании, в том числе и по производству солнечных панелей, производители которых в Европе почти полностью проиграли конкурентную борьбу фирмам из Азии из-за более высокой себестоимости. В такой ситуации более дальновидное британское правительство создает предпосылки для миграции крупной и энергозатратной промышленности из европейских стран на собственную территорию. Необходимо сбалансированно подходить к развитию энергетики, не закрывая полностью всю атомную энергетику, а совершенствуя ее безопасность и надежность по постфукусимским требованиям, как это делает российская атомная корпорация «Росатом», строящая станции в наиболее энергодефицитных регионах России и мира, где есть текущий или потенциальный спрос на электроэнергию».
Кумановский обращает внимание на то, что из европейских стран наиболее последовательным противником развития атомной энергетики является Германия. Руководство страны приняло решение о постепенном закрытии своих АЭС и окончательном прекращении их работы на рубеже 2020–2021 годов еще при «красно-зеленой коалиции» под руководством канцлера Герхарда Шредера (2002–2005 годы). Правительство Ангелы Меркель, пришедшее ему на смену, первоначально пыталось продлить сроки функционирования немецких АЭС за пределы 2020–2021 годов. Однако давление зеленых после фукусимской аварии побудило немецкое правительство вновь вернуться к решениям, принятым еще правительством социал-демократов. Однако, по мнению Кумановского, Германии рано или поздно придется вновь возвращаться к атомной энергетике. Власти Германии хотят, чтобы доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе страны выросла до 40–45%. На это страна потратит гигантские деньги – 11 трлн евро в течение 20 лет. На сегодняшний день доля ВИЭ составляет 26%. Но парадокс в том, что после решения постепенно отказаться от атомной энергии Германия также увеличила производство электричества на угольных и газовых станциях, что привело к росту выбросов парниковых газов. В 2013 году эти выбросы составили 10,2 т на душу населения – это значительно выше, чем в других европейских странах. Возвращаться к атомной энергетике немцам придется уже в более худших условиях, когда надежность энергосистемы окажется под вопросом из-за непостоянного характера генерации ВИЭ, а выбросы с ТЭС не позволят сократить существенно экологические проблемы страны.
Российский президент Владимир Путин, выступая на климатической конференции ООН, отметил, что Россия активно борется со сложившейся проблемой, сокращая выбросы углекислого газа. Российский лидер подчеркнул, что наша страна перевыполнила обязательства по Киотскому протоколу в период с 1991 по 2012 год и тем самым затормозила глобальное потепление почти на год.
Президент сообщил, что Россия поддерживает долгосрочную цель нового соглашения о недопущении увеличения глобальной температуры на 2 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальным периодом.
«К 2030 году рассчитываем уменьшить выбросы парниковых газов до 70% от базового уровня 1990 года», – заявил Владимир Путин. Понятно, что важная роль в реализации этих планов отведена российской атомной энергетике. Соответственно сегодняшняя доля АЭС в российском энергетическом балансе, составляющая около 17%, безусловно, будет сохраняться ближайшие десятилетия.