Программа возврата топлива исследовательских реакторов российского происхождения предусматривает вывоз ОЯТ исследовательского реактора RFR из научно-исследовательского центра «Объединение ядерных технологий и аналитики» (город Россендорф, Германия) на переработку на ФГУП «ПО «Маяк». В 2010 году Германия отказалась от возврата высокообогащенного ОЯТ по «экологическим» мотивам. Тем не менее, в России завершена подготовка к ввозу германского ОЯТ, безопасность полностью обоснована.
Обоснование безопасности проекта
Ввоз отработавшего ядерного топлива зарубежных реакторов осуществляется на основании внешнеторгового контракта, заключаемого уполномоченной Правительством Российской Федерации организацией только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на «Единый проект» ввоза ОЯТ.
«Единый проект» ввоза включает в себя не только описание запланированной деятельности по обращению с радиоактивными материалами, но и материалы, обосновывающие все аспекты безопасности этой деятельности, а также предусматривают обязательное выполнение специальной экологической программы. Мероприятия такой программы, финансируемые за счет части средств, получаемых по внешнеторговому контракту на ввоз ОЯТ, направлены на практическое решение радиоэкологических проблем, возникших в период планового ведения хозяйства, и реабилитацию радиационно-загрязненных территорий.
Осуществление запланированной деятельности по обращению с радиоактивными материалами в совокупности с выполнением мероприятий экологической программы обеспечивает снижение радиационных рисков по сравнению с отказом от реализации проекта.
На момент принятия правительством Германии решения об отказе в возврате ОЯТ в Российской Федерации были выполнены все требования природоохранного законодательства в отношении «Единого проекта»:
- разработана и утверждена Минприроды России и Госкорпорацией «Росатом» специальная «зонтичная» экологическая программа реабилитации территорий Челябинской области на период 2010-2015 годов, согласованная в установленном порядке с правительством Челябинской области и руководством ФГУП «ПО «Маяк»;
- выполнены отбор природоохранных мероприятий, обосновано снижение рисков на базе оценки воздействия на окружающую среду ввоза ОЯТ из Германии и прогноза реализации мероприятий специальной экологической программы;
- сформирован «Единый проект» ввоза ОЯТ из Германии, общественные слушания его материалов проведены в городе Озерске Челябинской области;
- проведена государственная экологическая экспертиза материалов «Единого проекта».
Важно отметить, что в сентябре 2010 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации функции по проведению государственной экологической экспертизы были переданы от Ростехнадзора к Росприроднадзору. Экспертная комиссия Росприроднадзора подтвердила выводы своих предшественников по проектам ввоза ОЯТ: возврат отработавшего топлива из Германии в Российскую Федерацию является безопасным с точки зрения современных требований по ядерной и радиационной безопасности. С учетом выполнения обязательных экологических мероприятий, реализация «Единого проекта» ввоза позволит снизить риск радиационного воздействия в регионе размещения ФГУП «ПО «Маяк».
ОЯТ реактора RFR и Его размещение
ОЯТ, предназначенное к вывозу из Германии, представляет собой одно- и трехсекционные облученные тепловыделяющие сборки ОТВС типа ВВР-М и ВВР-М2, ОТВС типа ЭК-10 (всего 950 ОТВС) и один пенал с твэлами типа ЭК-10. Исходное обогащение топлива по 235U – 10% и 36%, исходная масса изотопов урана – около 382 кг. Время выдержки сборок после выгрузки из реактора составляет от 19 до 49 лет. С 2000 года все ОЯТ находится в «сухом» хранилище, расположенном в городе Ахаусе, в 18 ТУК CASTOR MTR2. Эти ТУК, специально разработанные и изготовленные немецкой компанией GNS, предназначены для долговременного хранения и перевозки ОЯТ исследовательских реакторов.
Контейнер CASTOR MTR2 отвечает всем современным требованиям безопасности, имеет два герметичных барьера, обеспечиваемых металлическими прокладками Helicoflex. В процессе хранения ОЯТ проводится непрерывный автоматизированный мониторинг герметичности контейнеров, при этом требования к герметичности каждого барьера существенно жестче предъявляемых международными и российскими правилами перевозки.
Согласно существующей практике, перед загрузкой в транспортные контейнеры на объекте грузоотправителя осуществляется оценка технического состояния ОЯТ средствами визуального контроля в присутствии представителей грузополучателя (ФГУП «ПО «Маяк»). Особенностью данного проекта является то, что ОЯТ было загружено в контейнеры немецкой стороной и перевезено на временное хранение в Ахаусе задолго до принятия решения о его возврате в Российскую Федерацию. Таким образом, грузополучатель не имеет возможности осуществить визуальный контроль ввозимого топлива.
Для обеспечения безопасного ввоза и обращения с ОЯТ в РФ были тщательным образом проанализированы все имеющиеся документы по состоянию топлива и условиям хранения, а также эксплуатационные документы. Выполнен расчетный анализ состояния ОЯТ после 10-летнего хранения в ТУК. Для уточнения ситуации и корректировки, при необходимости, плана переработки топлива на ФГУП «ПО «Маяк» предусмотрен входной контроль, в том числе проверка герметичности ОТВС после выгрузки из ТУК.
Особенностью планируемого ввоза ОЯТ исследовательского реактора из Германии является использование иностранного контейнера CASTOR MTR2, который ранее в Российской Федерации никогда не использовался.
Сертификация ТУК CASTOR MTR2
Работа по организации сертификации немецкого ТУК CASTOR MTR2 для перевозки ОЯТ по территории России была поручена ООО НПФ «Сосны». От немецкой стороны получен большой объем технической документации на контейнер. Экспертная организация ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» выполнила верификационные расчеты безопасности, подготовила экспертное заключение и проект сертификата. Отдел ядерной безопасности ФГУП «ГНЦ РФ – ФЭИ» выполнил расчеты ядерной безопасности. В результате прохождения установленной в России процедуры сертификации в сентябре 2010 года был утвержден российский сертификат-разрешение RUS/3132/B(U)F-96T на конструкцию упаковки и перевозку ТУК CASTOR MTR2 с ОТВС исследовательского реактора RFR сроком действия до октября 2011 года. Сертификат подтверждает соответствие конструкции упаковки CASTOR MTR2 и ее перевозки требованиям российских (НП-053-04) и международных (ТS-R-1) правил безопасности при перевозке радиоактивных материалов. Перевозка CASTOR MTR2 разрешена железнодорожным и морским транспортом на условиях исключительного использования. Транспортирование осуществляется в 20-футовых ISO-контейнерах. В каждом таком контейнере размещается один ТУК CASTOR MTR2.
Работы на ФГУП «ПО «Маяк»
Для обеспечения безопасного обращения с контейнерами CASTOR MTR2 на ФГУП «ПО «Маяк» были проведены работы по адаптации транспортно-технологической схемы и технологий комбината, разработаны необходимые процедуры обращения с контейнером, который ранее никогда не использовался на территории России. Выпущены (дополнены) соответствующие регламентирующие документы, разработано, изготовлено и введено в эксплуатацию дополнительное оборудование, в том числе для входного контроля состояния ОЯТ.
Группа специалистов ФГУП «ПО «Маяк» прошла обучение по эксплуатации ТУК CASTOR MTR2 на объекте GNS в Германии, после чего были осуществлены комплексные испытания технологии обращения с ТУК CASTOR MTR2 на ФГУП «ПО «Маяк». Для этого на комбинат был доставлен порожний контейнер CASTOR MTR2 с демпферами, вспомогательным оборудованием и макетами ОТВС.
В соответствии с программой испытаний выполнены следующие работы:
- обучение технического персонала, в ходе которого работники изучили устройство контейнера CASTOR MTR2 и порядок обращения с ним;
- разгрузка ISO-контейнера с железнодорожной платформы в здании комплектации;
- демонтаж креплений и демпфера ТУК CASTOR MTR2, перегрузка ТУК CASTOR MTR2 из ISO-контейнера на внутриобъектовый железнодорожный транспорт;
- перевозка ТУК CASTOR MTR2 в здание разгрузки и хранения;
- удаление наружной крышки ТУК CASTOR MTR2 в отделении хранения, а также, в режиме «горячей» камеры (дистанционно), вскрытие внутренней крышки и полная имитация выгрузки выемных частей с макетами ОТВС с последующей передачей в бассейн отделения хранения;
- передача порожнего ТУК CASTOR MTR2 после «холодных» испытаний из отделения хранения в отделение дезактивации и комплектации, где был проведен полный цикл сборки и подготовки ТУК к отправке владельцу.
Результаты комплексных испытаний показали, что технический персонал ФГУП «ПО «Маяк» обладает достаточной теоретической и практической подготовкой для выполнения работ с ТУК CASTOR MTR2 и вспомогательным оборудованием – приемки, разгрузки, технического обслуживания и подготовки к транспортированию. Дополнительное оборудование совместимо с технологией ФГУП «ПО «Маяк» и позволяет выполнять все необходимые операции с ТУК CASTOR MTR2.
Российские организации готовы к выполнению перевозки и приемке ТУК CASTOR MTR2 с ОЯТ реактора RFR центра «Объединение ядерных технологий и аналитики» на ФГУП «ПО «Маяк».
Авторы
И.В. ГУСАКОВ-СТАНЮКОВИЧ, А.Е. БУЧЕЛЬНИКОВ (Госкорпорация «Росатом»),
С.В. КОМАРОВ, Е.Н. ЛЕЩЕНКО, А.А. ИВАЩЕНКО, А.А. САМСОНОВ (ООО НПФ «Сосны»),
В.М. ИПАТОВ, К.В. ГОЛУБКИН, К.В. ИВАНОВ (ФГУП «ПО «Маяк»)