30 мая 2011

Чехия: опыт эффективного взаимодействия

Atomic-Energy.ru

При вывозе отработавшего ядерного топлива исследовательского реактора ЛВР-15 из чешского Института ядерных исследований впервые в рамках программы RRRFR были использованы контейнеры SKODA VPVR/M и обоснована возможность возвращения РАО от переработки ОЯТ в страну размещения исследовательского реактора.

Чехия. Загруженные ОЯТ контейнеры SKODA VPVR ждут отправки Погрузка ISO-контейнера на автомобиль Железнодородный состав г. Субботика Отработка технологии обращения с ТУК SKODA VPVR/M на ФГУП «ПО «Маяк»

Институт ядерных исследований (ИЯИ) был основан в 1955 году в небольшом городке Ржеже под Прагой. В 1957 году был пущен реактор ВВР-С мощностью 2 МВт, который продолжает работать до настоящего времени (установка LVR-15 мощностью 15 МВт).

Изначально реактор работал на топливе типа ЭК-10 (10% обогащения по 235U); затем на ТВС типа ИРТ-2М (80% обогащения); в последнее время в реакторе использовались ТВС типа ИРТ-2М (36% обогащения по 235U). Вcе отработавшее топливо необходимо было вернуть в Россию: в соответствии с внешнеторговым контрактом чешская сторона заявила к вывозу 343 ОТВС типа ИРТ-2М, 184 ОТВС типа ЭК-10 и 657 облученных твэлов типа ЭК-10.

ТВС ИРТ-2М и ЭК-10 относятся к топливу с повышенным содержанием алюминия. Несмотря на это, ПО «Маяк» имеет все необходимые лицензии на обращение с ОТВС такого типа и продуктами их переработки; существующая технология радиохимического завода позволяет успешно их переработать. В регламент радиохимического завода внесена указанная разновидность топлива.

Упаковка ОЯТ

ОТВС ЭК-10 и твэлы ЭК-10 длительное время хранились в неконтролируемых условиях. Специалисты ИЯИ по согласованию с ФГУП «ПО «Маяк» приняли решение перед отправкой поместить топливо данных типов в специальные транспортные пеналы, изготовленные из нержавеющей стали. Конструкция пеналов также согласована с ПО «Маяк».

ОТВС типа ИРТ-2М перед загрузкой в контейнеры подвергались проверке на герметичность. При проведении настойных тестов две ОТВС были признаны негерметичными (состояние – газовая неплотность). По решению специалистов ИЯИ их вместе с пятью сборками такого типа, признанными негерметичными в ходе эксплуатации, также поместили в транспортные пеналы. Упаковка ОТВС и твэлов типа ЭК-10, а также негерметичных ОТВС типа ИРТ-2М в пеналы осуществлялась в специальной защитной камере. ОТВС и пеналами было загружено 549 ячеек в транспортных упаковочных комплектах VPVR/M, специально разработанных и изготовленных по заказу ИЯИ фирмой SKODA JS a.s.

ТУК SKODA VPVR/M прошел сертификацию в Чехии с выдачей сертификата-разрешения на конструкцию сроком действия до 1 июля 2011 года. В России ТУК прошел полную экспертизу, с учетом более жестких, чем зарубежные, требований «Правил безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» (НП-053-04) и получил сертификат-разрешение на конструкцию. Чешский сертификат был подтвержден также в Словакии и Украине.

Иностранный контейнер для перевозки ОЯТ применялся в России впервые. Поэтому потребовалось много усилий для подготовки оборудования «ПО «Маяк» к приему и обслуживанию ТУК SKODA VPVR/M на радиохимическом заводе. Так, в частности, были выполнены следующие работы:

  • спроектировано и изготовлено дополнительное оборудование, закуплено стандартное оборудование, позволяющее обращаться с ТУК SKODA VPVR/M согласно транспортно-технологической схеме радиохимического завода;
  • разработана технологическая документация, определяющая порядок обращения с ТУК;
  • проведено теоретическое и практическое обучение обслуживающего персонала;
  • проведено натурное испытание головного образца ТУК SKODA VPVR/M на радиохимическом заводе.

По итогам испытаний было сделано заключение о готовности ПО «Маяк» к приему ОТВС из ИЯИ в ТУК SKODA VPVR/M.

Для транспортирования всех перечисленных выше ОТВС в ТУК SKODA VPVR/M потребовалось 16 контейнеров, которые были попарно раскреплены в 20-футовых ISO-контейнерах.

Транспортирование по России осуществлялась в соответствии с отдельно разработанным и утвержденным сертификатом-разрешением на перевозку упаковки. Заполненные ОЯТ контейнеры со значительным запасом попали в транспортную категорию перевозки III-Желтая.

«Единый проект»

Разработка разрешительной документации для обеспечения ввоза ОТВС в Россию – очень сложная проблема. Это обусловлено особенностями российского законодательства, требующего разработки «Единого проекта» ввоза ОТВС. Это комплект документов, в состав которого входят: проект внешнеторгового контракта; специальная экологическая программа, финансируемая за счет части средств, выделяемых на обращение и переработку ОТВС; материалы, обосновывающие общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации «Единого проекта»; оценка воздействия на окружающую среду; материалы обсуждения проекта ввоза ОТВС с гражданами и общественными организациями и т.д. Материалы «Единого проекта» обязаны пройти государственную экологическую экспертизу в специально уполномоченном регулирующем органе Российской Федерации – Ростехнадзоре. Только при положительном заключении комиссии Ростехнадзора возможно подписание внешнеторгового контракта.

Реализация чешского проекта дополнительно осложнялась необходимостью согласования критериев эквивалентности активности ОТВС, ввезенных на переработку, и возвращаемых РАО. В связи с этим требовалась разработка и согласование специальной методики, определяющей количество, номенклатуру, состав, вид упаковки возвращаемых в Чехию радиоактивных отходов, образующихся при переработке ОТВС. Методика была разработана специалистами НПФ «Сосны» с привлечением специалистов ПО «Маяк» и согласована с ИЯИ, Ростехнадзором и Госкорпорацией «Росатом».

Подготовка, согласование, государственная экологическая экспертиза «Единого проекта» ввоза ОТВС из Чехии в Россию потребовали тесного взаимодействия более 40 российских организаций, в том числе общественных. Все необходимые документы были разработаны в течение 13 месяцев.

Европейский транзит

Заинтересованные организации Чешской Респуб­лики, Российской Федерации, Словацкой Республики, Украины после проработки нескольких вариантов транспортных схем доставки ОТВС из Чехии в Россию достигли следующих договоренностей.

Порожний подвижной состав для перевозки ОЯТ полностью формируется на ПО «Маяк» и направляется через территорию Украины на железнодорожную станцию Словацкой Республики на словацко-украинской границе. ИЯИ обеспечивает отправку и прибытие на эту же станцию транспорта с ОТВС, укомплектованного ОАО «Чешские железные дороги», к согласованной дате. Далее осуществляется перегрузка ISO-контейнеров с ТУК SKODA VPVR/M с чешского состава на российский, который затем возвращается в РФ транзитом через территорию Украины.

Ответственность за все риски, связанные с перевозкой ОТВС, в соответствии с условиями внешнеторгового контракта возлагается на ИЯИ до момента передачи ОЯТ на украино-российской границе. Далее ответственность за риски принимает на себя ПО «Маяк».

Подготовка документов междуна­родного уровня для обеспечения транзита ОТВС по территории Словакии и Украины базировалась на положениях Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Словацкой Республики, Кабинетом Министров Украины, Правительством Чешской Республики о сотрудничестве в области транспортирования ядерных материалов между Российской Федерацией и Чешской Республикой через территорию Словацкой Республики и территорию Украины от 14.03.1998. В развитие данного соглашения компетентными органами Чехии, Словакии, Украины, России были специально разработаны и согласованы «Условия организации и выполнения перевозки специальных грузов из Чешской Республики в Российскую Федерацию транзитом через территорию Словацкой Республики и Украины».

Разрешения на транзит через Словакию и Украину были получены после представления компетентным органам этих стран пакета необходимых документов, включающего подписанный внешнеторговый контракт между ИЯИ и ОАО «Техснабэкспорт», чешскую лицензию на экспорт ОТВС, российскую лицензию на импорт ОЯТ.

В общей сложности организация европейского транзита потребовала оформления более 30 международных договоров, лицензий и разрешений. Их разработка, согласование и подписание заняли более 12 месяцев.

Перевозка ОЯТ в полном соответствии с описанной выше транспортной схемой состоялась в начале декабря 2007 года. 15 февраля 2008 года ПО «Маяк» доложил об успешном окончании выгрузки всех ОТВС в бассейн выдержки радиохимического завода. Всего было вывезено 3,6 т ОЯТ, содержащего около 80 кг высокообогащенного урана.

Ценный опыт

Реализация чешского проекта принесла его участникам очень полезный опыт. Прежде всего, он касался взаимодействия друг с другом и с разрешительными и надзорными органами: пришло понимание ролей и функций той или иной организации-участницы, что значительно сократило сроки подготовки и утверждения документов. Были осознаны и подтверждены на практике содержание и объемы конкретных подготовительных работ. Сформировалась дружная команда, успешно выполнившая в дальнейшем еще не один сложный проект.

Глубокий и качественный анализ этого опыта позволил успешно реализовать последующие проекты в рамках программы RRRFR. 

Авторы

А.Н. Дорофеев, к.т.н., С.В. Комаров, С.Н. Комаров, А.В. Смирнов, д.т.н. (ООО НПФ «Сосны», Российская Федерация),
Ф. Паздера, Ф. Свитак, Я. Кысела (ИЯИ, Ржеж, Чешская Республика)