Стратегия развития Госкорпорации “Росатом” рассматривает кадровое обеспечение отрасли как одну из важных и сложных задач. Очевидно, что для реализации целей, стоящих перед атомным энергопромышленным комплексом, необходим мощный кадровый потенциал. Ситуацию, сложившуюся в системе образования и закрепления кадров в настоящее время, нельзя считать удовлетворительной. Необходимо выполнение целого ряда условий, которые должны обеспечить глобальные преобразования на рынке труда в атомной отрасли.
Известно, что одной из коренных проблем кадрового обеспечения отраслевой науки является проблема старения научных кадров. Обеспечение отрасли молодыми квалифицированными кадрами может быть достигнуто целым комплексом мер, начиная от материального стимулирования и заканчивая долгосрочной привлекательностью отрасли. Для привлечения специалистов нового поколения чрезвычайно важны и такие факторы, как престиж, конкретные перспективы и эффективность их работы в обозримый период. Основа омоложения кадров, в принципе, не нова и опирается, как и прежде, на сложившуюся систему подготовки специалистов, овладевающих фундаментальными знаниями в вузах, путем вовлечения студентов в конкретные работы и научные школы предприятий отрасли. Данная статья иллюстрирует этот процесс на примере взаимодействия Радиевого института с петербургскими вузами – Государственным Университетом, Технологическим институтом и Политехническим институтом.
Радиевый институт и вузы Санкт-Петербурга
Ведущее место в комплексе направлений деятельности Радиевого института в настоящее время занимает радиохимия. Эта область науки и технологии берет начало с момента основания института и создания радиохимической школы одного из его организаторов – академика В.Г. Хлопина. Важнейшими достижениями института в области радиохимии с тех пор и по настоящее время были разработка технологии и организация производства радия, создание технологии выделения плутония из облученного урана, а также совершенствование технологий переработки отработавшего ядерного топлива АЭС и обращения с радиоактивными отходами.
Весь период становления и развития радиохимической науки и практики в Радиевом институте характеризовался тесным взаимодействием с двумя ленинградскими (теперь санкт-петербургскими) вузами – Государственным университетом и Технологическим институтом, выпускающими специалистов для атомной отрасли.
Еще в 1924–1930 годах В.Г. Хлопин читал в университете лекции по радиоактивности. В последующие годы (особенно после окончания Великой Отечественной войны, когда решались кадровые вопросы атомного проекта СССР) эстафету приняли А.Н. Мурин, Г.В. Горшков, В.М. Вдовенко, В.Р. Клокман, В.И. Парамонова. Один из выдающихся участников атомного проекта, академик Б.П. Никольский, возглавлял группу специалистов университета, ответственную за разработку процесса растворения урановых блоков – важнейшего передела технологии выделения оружейного плутония. Впоследствии эта группа была переведена в Радиевый институт, а кафедра радиохимии СПбГУ до настоящего времени успешно сотрудничает с Радиевым институтом.
С начала 50-х годов Технологический институт, организовавший кафедры естественных и искусственных радиоактивных элементов, стал ежегодно выпускать десятки молодых специалистов для атомной отрасли. В разные годы на этих кафедрах читали лекции ученые Радиевого института А.А. Гринберг, К.А. Петржак, В.П. Шведов, а выпускники составляли основу штатов не только НИИ и конструкторских бюро, но и радиохимических заводов на Урале и в Сибири. С тех пор и по настоящее время пополнение специалистов-радиохимиков в Радиевом институте происходит в основном из Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского технологического института.
Научные школы физического направления традиционно подпитываются выпускниками Политехнического института, где в разные годы преподавали сотрудники Радиевого института – известные ученые Н.А. Перфилов, О.В. Ложкин и другие.
Подбор кадров
Взаимоотношения Радиевого института с вузами Санкт-Петербурга осуществляются на основе долгосрочных соглашений, утверждаемых директором института и ректорами вузов.
Подбор молодых специалистов на кафедрах вузов начинается уже среди студентов третьего-четвертого курсов, когда желающие специализироваться по тематике Радиевого института приглашаются на работу с неполным рабочим днем в должности техника. Затем студенты проходят курсовую и преддипломную практику в лабораториях Радиевого института под руководством опытных специалистов. Руководители дипломных работ определяют темы дипломов по текущим или перспективным направлениям деятельности института и сопровождают дипломников до защиты. Председателями государственных аттестационных комиссий Санкт-Петербургского технологического института в течение многих лет работают ученые Радиевого института – доктор технических наук В.Н. Романовский и доктор химических наук Д.Н. Быховский. В работе комиссий неизменно участвуют руководители дипломных работ. В конечном итоге, они осуществляют выбор и рекомендуют того или иного молодого специалиста для принятия на постоянную работу в Радиевый институт.
Практика показывает, что такой способ взаимодействия института со специализированными кафедрами вузов дает реальное и эффективное омоложение кадров. Это можно проиллюстрировать на примере молодых специалистов Радиевого института.
Мария Караван уже на третьем курсе, в 2002 году, начала совмещать учебу на химическом факультете СПбГУ с работой в Радиевом институте. Экспериментальной работе в лаборатории института предшествовало знакомство с современными проблемами радиохимии, с научными задачами Радиевого института, а также изучение литературы, посвященной вопросам обращения с РАО. Это позволило ей составить отличный библиографический обзор для будущего диплома, посвященного разработке современного способа фракционирования жидких высокоактивных отходов.
В 2004 году Мария защитила диплом на кафедре радиохимии СПбГУ и поступила в аспирантуру Радиевого института, где продолжила исследования по теме дипломной работы под руководством опытного специалиста института, доктора химических наук И.В. Смирнова.
Спустя год в рамках сотрудничества Радиевого института со Страсбургским университетом (Университетом Луи Пастера) у Марии Караван появилась возможность получить дополнительное образование во Франции под руководством доктора Франсуаз Арно.
Таким образом, ее работа в аспирантуре стала содержать два раздела: экстракционное извлечение америция, европия и технеция из ВАО каликсаренами в Радиевом институте и изучение комплексообразования урана, тория и лантаноидов с каликсаренами в лаборатории Страсбургского университета. Использование возможностей двух научных учреждений позволило Марии не только получить существенные результаты прикладного характера, но и изучить ряд закономерностей теоретического плана, в частности – определить термодинамические характеристики комплексов каликсаренов с актиноидами и лантаноидами.
За время научной работы Мария Караван подготовила и опубликовала пять статей в российских и иностранных журналах («Радиохимия», «Tetrahedron», «Radiochimica Acta», «Journal of Inclusion Phenomena»), а также представила ряд докладов на российских и международных конференциях.
В результате своей многогранной научной деятельности в июне 2009 года Мария успешно защитила в Радиевом институте диссертацию и получила ученую степень кандидата химических наук по специальности радиохимия. В ноябре 2009 года также успешно прошла ее защита в Страсбургском университете, где ей было присвоено звание PhD по специальности «Химия».
В настоящее время Мария Караван, наряду с научными исследованиями, ведет организационную работу по сотрудничеству Радиевого института с вузами с целью подготовки специалистов, начиная с приема студентов старших курсов на преддипломную практику и кончая подготовкой студентов-дипломников и далее – аспирантов и научных сотрудников для выполнения институтских программ.
Еще один яркий пример роста молодого ученого в Радиевом институте - карьера Михаила Аляпышева. Михаил Аляпышев, начал работать в Радиевом институте в 2000 году, так же будучи студентом третьего курса (Санкт-Петербургского технологического института). Через три года, после защиты диплома, принят на должность инженера. В 2004 году Михаил прошел стажировку в Страсбургском университете, а затем (в 2007 году) – годичную стажировку в США, в Радиационном центре Университета штата Орегон.
В октябре 2008 года он защитил кандидатскую диссертацию и был избран по конкурсу старшим научным сотрудником, а с марта 2010 года занял должность заместителя директора по науке отделения прикладной радиохимии.
С начала 2008 года в институте выполнили преддипломные и дипломные работы 31 студент из петербургских вузов. Из них 16 молодых специалистов, защитивших дипломы, успешно работают в лабораториях института. В результате за последние три года число молодых ученых увеличилось от 71 до 103, а их доля в общей численности сотрудников научных подразделений института возросла от 17% до 27%.
Со школьной скамьи
Следует отметить, что поиск и привлечение молодых специалистов в Радиевый институт начинается не только из стен вузов, а иногда и раньше – со школьной скамьи. Работа со старшими школьниками проводится в музее Радиевого института. Успеху проводимых в музее бесед и экскурсий способствует показ уникальных экспонатов, таких как мемориальный кабинет В.И. Вернадского и В.Г. Хлопина, первый в Европе циклотрон, сертификаты на препараты радия, подписанные М. Кюри и Г.В. Гейгером, первые в России электрометры и электроскопы.
Кроме того, в рамках проекта Общественного совета ГК «Росатом» «Ядерное образование – школьникам» преподаватели Санкт-Петербургского технологического института в кооперации с сотрудниками Санкт-Петербургского филиала НОУ ДПО «ЦИПК», Радиевого института и Санкт-Петербургского университета подготовили цикл лекций для учителей и учащихся старших классов средних школ. Проводятся профориентационные семинары и ознакомительные экскурсии на объекты ядерной энергетики, организованы конкурсы рефератов на тему «Мой выбор – атомная наука и техника», разработан элективный курс и опубликованы для использования в школьных программах шесть учебных пособий. В 2008-2009 годах этой деятельностью было охвачено более 1500 школьников из около 50 средних учебных заведений Санкт-Петербурга, Ленинградской, Калининградской и Мурманской областей.
Работа с молодыми специалистами
Работа с молодыми специалистами не заканчивается после их приема на работу, а продолжается постоянно и систематически. В частности, в институте ежегодно проводится конкурс на звание «Лучший молодой ученый Радиевого института», победители и призеры которого награждаются дипломами и денежными премиями. Фотографии победителей помещаются на сайт института и доску почета.
Кроме того, молодежь института участвует в конкурсе ГК «Росатом» на лучшую работу молодых ученых, в конкурсах на получение грантов для молодых ученых. В частности, Екатерина Родионова в 2008 году выиграла грант Всероссийского молодежного научно-инновационного конкурса, а Павел Юрманов в 2009 году получил благодарственное письмо генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» С.В. Кириенко.
В 2008-2009 годах 18 молодых ученых приняли участие в международных, всероссийских и отраслевых научных конференциях, шесть молодых специалистов были слушателями Стратегической школы молодых ученых атомной отрасли.
В институте функционируют очная и заочная аспирантура по специальностям «Радиохимия», «Технология ядра и элементарных частиц», «Приборы и методы измерения ионизирующих излучений и рентгеновские приборы». Учебу в аспирантуре можно совмещать с работой в лаборатории в режиме неполной занятости. Возможна также работа над диссертацией в качестве соискателя. В институте действует диссертационный совет, который имеет право приема к защите докторских и кандидатских диссертаций. В 2008-2009 годах четверо молодых ученых института защитили кандидатские и один – докторскую диссертацию.
Заключение
В настоящее время перед Радиевым институтом стоит целый ряд важных научно-производственных задач:
- технологическое сопровождение создания опытно-демонстрационного центра по обращению с ОЯТ на ГХК;
- разработка технологии переработки ОЯТ Белоярской АЭС;
- создание технологий и обеспечение производства радионуклидов, а также радиофармпрепаратов для ядерной медицины;
- комплекс работ по созданию системы обращения с РАО и реабилитации радиационно-загрязненных территорий;
- разработка технологии и создание опытного производства 10B;
- разработка приборов для обнаружения взрывчатых и радиоактивных веществ.
Важнейшим условием успешного решения этих задач должна стать эффективная кадровая работа, одним из ключевых аспектов которой является планомерная подготовка высококвалифицированных специалистов.