28 июня 2012

Российская система повышения квалификации: перспективы развития

Atomic-Energy.ru

Институты повышения квалификации российской атомной отрасли обеспечивают предоставление образовательных услуг такого объема и качества, которые отвечают нормам и правилам в области использования атомной энергии и потребностям «атомного ренессанса».

Современные тенденции ядерного образования

Системы высшего образования в странах с развитой ядерной инфраструктурой реагируют на вызовы «атомного ренессанса» путем расширения сотрудничества между университетами, созданием консорциумов вузов для обеспечения мобильности студентов и преподавателей, что, в свою очередь, стимулирует разработку индивидуальных образовательных траекторий и выявление лучших практик в этой области. Значимыми примерами являются Европейская сеть ядерного образования (ENEN), Азиатская сеть ядерного образования (ANENT), университетские консорциумы в США и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» в России.

В 1997 году в США была запущена специальная программа финансирования создания инновационной инфраструктуры ядерного образования, что значительно увеличило число выпускников-бакалавров по ядерным специальностям. Однако значительные государственные инвестиции мало повлияли на рост количества специалистов, получивших магистерские или докторские степени, и не остановили сокращение числа аспирантов в области ядерной химии. В 2007 году Министерство экономики США свернуло эту программу, так как формально число студентов по ядерным специальностям достигло требуемого уровня.  В том же году в МАГАТЭ прошло совещание о роли университетов в сохранении и управлении ядерными знаниями, где был определен главный сдерживающий фактор развития ядерного образования – недостаток профессоров, подготовка которых занимает 10-15 лет. Почувствовав, что университетская система обладает определенной инертностью, ядерный сектор в ряде стран стал активно участвовать в подготовке кадров, либо создавая собственную инфраструктуру (корпоративные университеты), либо контролируя формирование соответствующих образовательных курсов вузов.

Как дополнение к университетскому образованию можно рассматривать тренинг – подготовку кадров, ориентированную на приобретение навыков, требующихся для выполнения конкретных функций работником, занимающим определенную должность. Наиболее ярким примером использования механизма тренинга в ядерной образовательной инфраструктуре является проект ENEN III, который охватывает программы переподготовки инженеров из различных областей индустрии для привлечения их в ядерный сектор, подготовки инженеров-конструкторов АЭС третьего поколения и специалистов-разработчиков реакторов четвертого поколения.

Еще одна важная тенденция – формирование международных центров подготовки. Необходимость региональных центров обусловлена либо общностью гуманитарной культуры стран-потребителей ядерных технологий (арабские государства и т.д.), либо ответственностью страны-поставщика. Подразумевается, что страны-поставщики должны поддерживать в странах-потребителях адекватную инфраструктуру, особенно в области безопасности, включая соответствующее развитие человеческих ресурсов.

Повышение квалификации в российской атомной отрасли

Подготовка и поддержание квалификации персонала, в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», находится в зоне ответственности и обязанности эксплуатирующей организации. В соответствии со статьей 34 ФЗ-170, она может привлекать для осуществления своей деятельности другие организации. Многие годы такими организациями являются учебно-тренировочные центры ОАО «Атомтехэнерго» и отраслевые институты повышения квалификации.

Центральный институт повышения квалификации (ЦИПК) был создан в Обнинске в 1967 году. Обнинск выбрали в связи с некоторыми важными элементами имеющейся здесь инфраструктуры – Первой в мире АЭС, ФЭИ, осуществляющего научное руководство российской программы по развитию быстрых реакторов, и филиала МИФИ. ЦИПК стал важнейшим элементом отраслевой системы подготовки кадров. Деятельность его преподавательского состава непосредственно связана с технологическими и кадровыми вопросами отрасли, поэтому ЦИПК успешно выполняет задачи по внедрению в атомную промышленность технических инноваций в области радиационного контроля и ядерной безопасности, а также новых методов управления. Разработано более 160 курсов, рассчитанных на 72 учебных часа.

Важно также отметить опыт Балаковской АЭС по внедрению в отрасль системного подхода к обучению (СПО), и роль ВНИИАЭС, где еще в начале 90-х началась разработка полномасштабных тренажеров (ПМТ). ВНИИАЭС, помимо этого, участвовал во внедрении СПО на ПМТ Смоленского и Нововоронежского учебных центров; здесь уже более 15 лет системному подходу обучаются инструкторы, проводящие тренинги на российских и зарубежных АЭС. Учебно-методические материалы, использованные Нововоронежским учебно-тренировочным центром ОАО «Атомтехэнерго» для подготовки персонала АЭС, строящихся в Китае, Индии, Иране, разработаны в соответствии с СПО и неоднократно проходили ревизии экспертных комиссий МАГАТЭ.

В 2004 году приказом концерна «Росэнергоатом» от 31.05.2004 №473 введен в действие руководящий документ  «Методические указания по применению системного подхода к обучению персонала атомных станций» (РД ЭО 0528 – 2004), таким образом, СПО официально признан технологией обучения персонала для АЭС России.

В 1999-2001 годах в ЦИПК был реализован проект TACIS «Применение системного подхода для разработки программ обучения руководителей высшего уровня управления ядерно-опасных объектов», в рамках которого на основе методологии СПО разработана программа «Менеджмент изменений», используемая для подготовки менеджеров разного уровня. Отзывы руководителей предприятий (ВНИИА, ЧМЗ, СХК, АЭХК, ЭХЗ, ЭХП и многих других) свидетельствуют о ее эффективности.

Сегодня специалисты ЦИПК активно работают над внедрением системного подхода в учебные структуры отрасли, в частности, для нужд обучения учету, контролю и физической защите ядерных материалов. С 2005 года системному подходу были обучены специалисты ФГУП «НИИ НПО «Луч», ФГУП СНПО «Элерон», ФГУП «ГХК», ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академика Е.И.Забабахина», ФГУП «ПО «Маяк», ОАО «ГНЦ НИИАР», ФГУП «НИИП», ФГУП «ЦНИИатоминформ»,  ОАО «Энергопроманалитика», ОАО «ПО «ЭХЗ», ФГУП «РФЯЦ – ВНИИЭФ», ОАО «МСЗ», ФГУП «ПСЗ», Радиевого института им. В.Г. Хлопина, ОАО «УЭХК». Подготовку по СПО прошли также инспекторы Ростехнадхора, отвечающие за регулирование использования ядерных материалов, сотрудники Учебно-методического центра по учету и контролю ядерных материалов ФЭИ и Межотраслевого специализированного учебного центра (Обнинск). В 2009 году в рамках контракта с Институтом им. Баттелла (США) обучение  по программе «Системный подход к обучению» прошли 29 человек, по контракту с Technology Management Company, Inc. (США) – десять человек.

Эксперты ЦИПК привлекаются для работы в проектах по внедрению СПО за рубежом. Так, в настоящее время специалисты ВНИИАЭС и НОУ «ЦИПК» в рамках контракта с МАГАТЭ проводят обучение руководителей Иранской АЭС «Бушер» и компании NPPD, а также разрабатывают систему обучения на основе методологии СПО в Белоруссии (ОИЭиЯИ «Сосны»).

Возможности обучения персонала стран, вставших на путь развития ядерной энергетики

Недавний опыт результативных практик позволил определить приоритетные направления, которые могут быть использованы для создания инфраструктуры подготовки кадров в странах, решивших развивать ядерные технологии и потенциальных потребителях российских ядерных технологий.

Первое направление – введение в ядерную технологию для персонала АЭС подрядчиков и субподрядчиков, в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ. В 2009 году 60 руководителей строительной индустрии Республики Татарстан прошли подготовку в этой ­области.

Второе направление – разработка специализированных курсов для преподавателей университетов, открывающих ядерные специальности. Стандартная программа повышения квалификации предусматривает 72 часа занятий (две недели обучения) и по трудоемкости соответствует аудиторным занятиям семестрового вузовского курса, что позволяет преподавателям, обладающим базовыми компетенциями, быстро освоить ориентированную на студентов программу. Предлагаются курсы по физике реакторов, эксплуатации и управлению реакторами и атомными электростанциями, ядерной безопасности, безопасности исследовательских реакторов, радиационной защите и охране окружающей среды. В разработке курсов учтен опыт взаимодействия ЦИПК с предприятиями атомного энергетического комплекса.

В 2009 году проведено два учебных курса – «Системы управления и защиты ядерных реакторов» и «Радиационная и экологическая безопасность» – для профессорско-преподавательского состава университетов Беларуси.  В декабре 2009 года НОУ «ЦИПК» в кооперации с МАГАТЭ провело курс «Безопасность при работе исследовательских реакторов» для работников Института ядерной физики Национальной академии наук Республики Казахстан. Аннотации разработанных учебных курсов были представлены на различных форумах МАГАТЭ и вызвали интерес у развивающихся стран.

Вручение диплома об окончании курсов в ЦИПК слушателям из Казахстана

Традиционный способ введения в ядерное университетское образование, как правило, основан на отправке студентов за границу и приглашении иностранных профессоров для начала курсов в национальных университетах. Формат обучения, предлагаемый ЦИПК, снижает риск «утечки» молодых специалистов в развитые страны с более широкими возможностями и высоким уровнем жизни.

Третье направление – создание международной площадки для обсуждения вопросов нераспространения. Начиная с 2008 года, ЦИПК ежегодно проводит Международный семинар по вопросам нераспространения для обсуждения последних тенденций в развитии топливных циклов с повышенной защищенностью от несанкционированного распространения ядерных материалов и определения результативных практик разработки учебных планов для университетских курсов по нераспространению. На семинаре выделены следующие тематики:

  • «Основы создания топливных циклов ядерной энергетики с повышенной защищенностью против несанкционированного распространения ядерных материалов»;
  • «Осуществление правовых и институциональных режимов нераспространения»;
  • «Результативные практики в НИОКР по перспективным топливным циклам»;
  • «Урановое топливо: проблемы нераспространения»;
  • «Вопросы моделирования физических особенностей нераспространения»;
  • «Современные методы учета и контроля ядерных материалов»;
  • «Создание университетских курсов по вопросам нераспространения».

Таким образом, российские институты повышения квалификации могут играть роль региональных международных центров подготовки кадров для стран, вставших на путь развития ядерных технологий.

Литература

  1. Readiness of the U.S. nuclear force for 21 century challenges: Report from APS Panel on Public Affairs [Electronic resource]. – Electronic data. – Committee on Energy and Environment, June 2008. – Mode acess: http://www.aps.org/units/fps/newsletters/200901/mtingwa.cfm
  2. Murogov V. The role of the international integration of nuclear education, nuclear knowledge management and education in providing the basis for the future renaissance of nuclear energy / V. Murogov, M. Strikhanov, B. Tulinov // Nuclear Knowledge Management. – 2009. – v.3 , No 4.
  3. Sholfelder C. ENEN III Euratom Fission Training Schemes (EFTS) in all areas of Nuclear Fission and Radiation Protection / C. Sholfelder // Proc. Post-FISA 2009 Workshop: Integration of nuclear education and training: common needs, EU vision and implementation instruments – Prague, 2009.
  4. Bonnet M. Skills renewal  in Nuclear  An industrialist's point of view / M. Bonnet // Proc. Post-FISA 2009 Workshop: Integration of nuclear education and training: common needs, EU vision and implementation instruments – Prague, 2009.
  5. Van Goethem G. Euratom Actions in fission and radiation protection :Towards a common nuclear safety culture  through shared research and training / G. Van Goethem // Proc. Post-FISA 2009 Workshop: Integration of nuclear education and training: common needs, EU vision and implementation instruments – Prague, 2009.
  6. Assuring the Competence of the Nuclear Power Plant Constructor Personnel, IAEA-TECDOC-1232 –  International Atomic Energy Agency. – Vienna, 2001.
  7. Artisyuk V. Development of the qualification upgrade programmes in support of university nuclear engineering courses in Belarus / V. Artisyuk, Yu. Seleznev et al // Proc. Intern. Conf ATOMEXPO – Minsk, 10-13 March, 2009. 

Авторы

Артисюк Владимир Васильевич, д.т.н.

Селезнев Юрий Николаевич, к.э.н.

Крупский Александр Геннадьевич

НОУ ДПО «Центральный институт повышения квалификации»