Институты повышения квалификации российской атомной отрасли обеспечивают предоставление образовательных услуг такого объема и качества, которые отвечают нормам и правилам в области использования атомной энергии и потребностям «атомного ренессанса».
Современные тенденции ядерного образования
Системы высшего образования в странах с развитой ядерной инфраструктурой реагируют на вызовы «атомного ренессанса» путем расширения сотрудничества между университетами, созданием консорциумов вузов для обеспечения мобильности студентов и преподавателей, что, в свою очередь, стимулирует разработку индивидуальных образовательных траекторий и выявление лучших практик в этой области. Значимыми примерами являются Европейская сеть ядерного образования (ENEN), Азиатская сеть ядерного образования (ANENT), университетские консорциумы в США и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» в России.
В 1997 году в США была запущена специальная программа финансирования создания инновационной инфраструктуры ядерного образования, что значительно увеличило число выпускников-бакалавров по ядерным специальностям. Однако значительные государственные инвестиции мало повлияли на рост количества специалистов, получивших магистерские или докторские степени, и не остановили сокращение числа аспирантов в области ядерной химии. В 2007 году Министерство экономики США свернуло эту программу, так как формально число студентов по ядерным специальностям достигло требуемого уровня. В том же году в МАГАТЭ прошло совещание о роли университетов в сохранении и управлении ядерными знаниями, где был определен главный сдерживающий фактор развития ядерного образования – недостаток профессоров, подготовка которых занимает 10-15 лет. Почувствовав, что университетская система обладает определенной инертностью, ядерный сектор в ряде стран стал активно участвовать в подготовке кадров, либо создавая собственную инфраструктуру (корпоративные университеты), либо контролируя формирование соответствующих образовательных курсов вузов.
Как дополнение к университетскому образованию можно рассматривать тренинг – подготовку кадров, ориентированную на приобретение навыков, требующихся для выполнения конкретных функций работником, занимающим определенную должность. Наиболее ярким примером использования механизма тренинга в ядерной образовательной инфраструктуре является проект ENEN III, который охватывает программы переподготовки инженеров из различных областей индустрии для привлечения их в ядерный сектор, подготовки инженеров-конструкторов АЭС третьего поколения и специалистов-разработчиков реакторов четвертого поколения.
Еще одна важная тенденция – формирование международных центров подготовки. Необходимость региональных центров обусловлена либо общностью гуманитарной культуры стран-потребителей ядерных технологий (арабские государства и т.д.), либо ответственностью страны-поставщика. Подразумевается, что страны-поставщики должны поддерживать в странах-потребителях адекватную инфраструктуру, особенно в области безопасности, включая соответствующее развитие человеческих ресурсов.
Повышение квалификации в российской атомной отрасли
Подготовка и поддержание квалификации персонала, в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», находится в зоне ответственности и обязанности эксплуатирующей организации. В соответствии со статьей 34 ФЗ-170, она может привлекать для осуществления своей деятельности другие организации. Многие годы такими организациями являются учебно-тренировочные центры ОАО «Атомтехэнерго» и отраслевые институты повышения квалификации.
Центральный институт повышения квалификации (ЦИПК) был создан в Обнинске в 1967 году. Обнинск выбрали в связи с некоторыми важными элементами имеющейся здесь инфраструктуры – Первой в мире АЭС, ФЭИ, осуществляющего научное руководство российской программы по развитию быстрых реакторов, и филиала МИФИ. ЦИПК стал важнейшим элементом отраслевой системы подготовки кадров. Деятельность его преподавательского состава непосредственно связана с технологическими и кадровыми вопросами отрасли, поэтому ЦИПК успешно выполняет задачи по внедрению в атомную промышленность технических инноваций в области радиационного контроля и ядерной безопасности, а также новых методов управления. Разработано более 160 курсов, рассчитанных на 72 учебных часа.
Важно также отметить опыт Балаковской АЭС по внедрению в отрасль системного подхода к обучению (СПО), и роль ВНИИАЭС, где еще в начале 90-х началась разработка полномасштабных тренажеров (ПМТ). ВНИИАЭС, помимо этого, участвовал во внедрении СПО на ПМТ Смоленского и Нововоронежского учебных центров; здесь уже более 15 лет системному подходу обучаются инструкторы, проводящие тренинги на российских и зарубежных АЭС. Учебно-методические материалы, использованные Нововоронежским учебно-тренировочным центром ОАО «Атомтехэнерго» для подготовки персонала АЭС, строящихся в Китае, Индии, Иране, разработаны в соответствии с СПО и неоднократно проходили ревизии экспертных комиссий МАГАТЭ.
В 2004 году приказом концерна «Росэнергоатом» от 31.05.2004 №473 введен в действие руководящий документ «Методические указания по применению системного подхода к обучению персонала атомных станций» (РД ЭО 0528 – 2004), таким образом, СПО официально признан технологией обучения персонала для АЭС России.
В 1999-2001 годах в ЦИПК был реализован проект TACIS «Применение системного подхода для разработки программ обучения руководителей высшего уровня управления ядерно-опасных объектов», в рамках которого на основе методологии СПО разработана программа «Менеджмент изменений», используемая для подготовки менеджеров разного уровня. Отзывы руководителей предприятий (ВНИИА, ЧМЗ, СХК, АЭХК, ЭХЗ, ЭХП и многих других) свидетельствуют о ее эффективности.
Сегодня специалисты ЦИПК активно работают над внедрением системного подхода в учебные структуры отрасли, в частности, для нужд обучения учету, контролю и физической защите ядерных материалов. С 2005 года системному подходу были обучены специалисты ФГУП «НИИ НПО «Луч», ФГУП СНПО «Элерон», ФГУП «ГХК», ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академика Е.И.Забабахина», ФГУП «ПО «Маяк», ОАО «ГНЦ НИИАР», ФГУП «НИИП», ФГУП «ЦНИИатоминформ», ОАО «Энергопроманалитика», ОАО «ПО «ЭХЗ», ФГУП «РФЯЦ – ВНИИЭФ», ОАО «МСЗ», ФГУП «ПСЗ», Радиевого института им. В.Г. Хлопина, ОАО «УЭХК». Подготовку по СПО прошли также инспекторы Ростехнадхора, отвечающие за регулирование использования ядерных материалов, сотрудники Учебно-методического центра по учету и контролю ядерных материалов ФЭИ и Межотраслевого специализированного учебного центра (Обнинск). В 2009 году в рамках контракта с Институтом им. Баттелла (США) обучение по программе «Системный подход к обучению» прошли 29 человек, по контракту с Technology Management Company, Inc. (США) – десять человек.
Эксперты ЦИПК привлекаются для работы в проектах по внедрению СПО за рубежом. Так, в настоящее время специалисты ВНИИАЭС и НОУ «ЦИПК» в рамках контракта с МАГАТЭ проводят обучение руководителей Иранской АЭС «Бушер» и компании NPPD, а также разрабатывают систему обучения на основе методологии СПО в Белоруссии (ОИЭиЯИ «Сосны»).
Возможности обучения персонала стран, вставших на путь развития ядерной энергетики
Недавний опыт результативных практик позволил определить приоритетные направления, которые могут быть использованы для создания инфраструктуры подготовки кадров в странах, решивших развивать ядерные технологии и потенциальных потребителях российских ядерных технологий.
Первое направление – введение в ядерную технологию для персонала АЭС подрядчиков и субподрядчиков, в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ. В 2009 году 60 руководителей строительной индустрии Республики Татарстан прошли подготовку в этой области.
Второе направление – разработка специализированных курсов для преподавателей университетов, открывающих ядерные специальности. Стандартная программа повышения квалификации предусматривает 72 часа занятий (две недели обучения) и по трудоемкости соответствует аудиторным занятиям семестрового вузовского курса, что позволяет преподавателям, обладающим базовыми компетенциями, быстро освоить ориентированную на студентов программу. Предлагаются курсы по физике реакторов, эксплуатации и управлению реакторами и атомными электростанциями, ядерной безопасности, безопасности исследовательских реакторов, радиационной защите и охране окружающей среды. В разработке курсов учтен опыт взаимодействия ЦИПК с предприятиями атомного энергетического комплекса.
В 2009 году проведено два учебных курса – «Системы управления и защиты ядерных реакторов» и «Радиационная и экологическая безопасность» – для профессорско-преподавательского состава университетов Беларуси. В декабре 2009 года НОУ «ЦИПК» в кооперации с МАГАТЭ провело курс «Безопасность при работе исследовательских реакторов» для работников Института ядерной физики Национальной академии наук Республики Казахстан. Аннотации разработанных учебных курсов были представлены на различных форумах МАГАТЭ и вызвали интерес у развивающихся стран.
Традиционный способ введения в ядерное университетское образование, как правило, основан на отправке студентов за границу и приглашении иностранных профессоров для начала курсов в национальных университетах. Формат обучения, предлагаемый ЦИПК, снижает риск «утечки» молодых специалистов в развитые страны с более широкими возможностями и высоким уровнем жизни.
Третье направление – создание международной площадки для обсуждения вопросов нераспространения. Начиная с 2008 года, ЦИПК ежегодно проводит Международный семинар по вопросам нераспространения для обсуждения последних тенденций в развитии топливных циклов с повышенной защищенностью от несанкционированного распространения ядерных материалов и определения результативных практик разработки учебных планов для университетских курсов по нераспространению. На семинаре выделены следующие тематики:
- «Основы создания топливных циклов ядерной энергетики с повышенной защищенностью против несанкционированного распространения ядерных материалов»;
- «Осуществление правовых и институциональных режимов нераспространения»;
- «Результативные практики в НИОКР по перспективным топливным циклам»;
- «Урановое топливо: проблемы нераспространения»;
- «Вопросы моделирования физических особенностей нераспространения»;
- «Современные методы учета и контроля ядерных материалов»;
- «Создание университетских курсов по вопросам нераспространения».
Таким образом, российские институты повышения квалификации могут играть роль региональных международных центров подготовки кадров для стран, вставших на путь развития ядерных технологий.
Литература
- Readiness of the U.S. nuclear force for 21 century challenges: Report from APS Panel on Public Affairs [Electronic resource]. – Electronic data. – Committee on Energy and Environment, June 2008. – Mode acess: http://www.aps.org/units/fps/newsletters/200901/mtingwa.cfmexternal link, opens in a new tab
- Murogov V. The role of the international integration of nuclear education, nuclear knowledge management and education in providing the basis for the future renaissance of nuclear energy / V. Murogov, M. Strikhanov, B. Tulinov // Nuclear Knowledge Management. – 2009. – v.3 , No 4.
- Sholfelder C. ENEN III Euratom Fission Training Schemes (EFTS) in all areas of Nuclear Fission and Radiation Protection / C. Sholfelder // Proc. Post-FISA 2009 Workshop: Integration of nuclear education and training: common needs, EU vision and implementation instruments – Prague, 2009.
- Bonnet M. Skills renewal in Nuclear An industrialist's point of view / M. Bonnet // Proc. Post-FISA 2009 Workshop: Integration of nuclear education and training: common needs, EU vision and implementation instruments – Prague, 2009.
- Van Goethem G. Euratom Actions in fission and radiation protection :Towards a common nuclear safety culture through shared research and training / G. Van Goethem // Proc. Post-FISA 2009 Workshop: Integration of nuclear education and training: common needs, EU vision and implementation instruments – Prague, 2009.
- Assuring the Competence of the Nuclear Power Plant Constructor Personnel, IAEA-TECDOC-1232 – International Atomic Energy Agency. – Vienna, 2001.
- Artisyuk V. Development of the qualification upgrade programmes in support of university nuclear engineering courses in Belarus / V. Artisyuk, Yu. Seleznev et al // Proc. Intern. Conf ATOMEXPO – Minsk, 10-13 March, 2009.