«Атомный ренессанс» требует эффективного управления знаниями и инновационных разработок, что немыслимо без устойчивого притока высококвалифицированных кадров, подготовка которых является предметом национальной политики в ядерной области. Академическое образование − сложный, длительный и дорогостоящий процесс, поэтому на данном этапе Курсы МАГАТЭ на ГУП МосНПО «Радон». Практическое занятие по приему и идентификации отработавших источников ионизирующего излучения компетентность поддерживается организацией курсов различного уровня, конференций и семинаров, а также за счет обучения, тренировки и повышения квалификации персонала.
Управление ядерными знаниями
Специфические для ядерной или связанной с ней деятельности знания сегодня представляют собой научные ядерные знания, накопленные в течение столетия, и практический опыт, приобретенный почти за шесть десятилетий. Развитие ядерных знаний происходило при значительной государственной поддержке, однако сейчас некоторые из них коммерчески не востребованы, другие не находят применения или находятся в ограниченном доступе. Зачастую отсутствуют эффективные механизмы передачи знаний следующему поколению, значит, опасность потери потенциально значимых знаний реальна [1].
Ядерные знания отличаются высокой сложностью и большими капитальными затратами. Их разработка и сохранение должны рассчитываться на очень длительное время. Однако двойственная (мирная и деструктивная) природа ядерных технологий, вызывающая серьезную общественную обеспокоенность, сдерживает развитие знаний [1].
В будущем увеличится потребность в ядерных знаниях в связи со следующими важными обстоятельствами:
- успешная длительная и безопасная работа существующих ядерных объектов и возможный вывод их из эксплуатации;
- проектирование и строительство новых ядерных объектов;
- повышение роста применения ядерных технологий в неэнергетических областях, что так же требует обеспечения безопасности и наличия высококвалифицированного персонала.
Осознанное и компетентное использование интеллектуальных ресурсов составляет суть нового понятия, определяемого «красивым и современным термином – управление знаниями» [2], реальный смысл которого зачастую оказывается неясным.
Управление знаниями, согласно глоссарию МАГАТЭ – интегрированный, системный подход к идентификации, поиску, преобразованию, сохранению, распространению и использованию знаний организации и ее персонала для создания коллективного знания, направленного на достижение специфических целей организации. Оно включает управление персоналом, информационные и коммуникационные технологии, методы обработки и системы управления документами, корпоративные и национальные стратегии [3]. Это интегральная дисциплина с элементами стратегического управления, управления персоналом, маркетинга, организационного развития, экономики, информатики, теории создания информационных систем, инновационного менеджмента и т.д. [4].
Кроме сбора и сохранения научных знаний и определения практических умений, управление ядерными знаниями включает установление их приоритетов с учетом ожидаемого выхода на пенсию экспертов, создание механизмов для привлечения и обучения будущих специалистов. Сюда включаются разработка и использование эффективных механизмов для передачи неявных знаний, постоянное усовершенствование и внедрение новых обучающих программ. Важной частью управления ядерными знаниями является сохранение научно-исследовательских возможностей, обмена и передачи знаний и опыта во времени (следующим поколениям) и в пространстве (в развивающиеся страны), а также эффективное применение существующих знаний для создания новых [5].
В любой сфере человеческой деятельности высокая квалификация является ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса. Но в ядерной сфере слишком высока – как экономически, так и экологически – плата за ошибки, возникающие в результате утери знаний и информации, низкой квалификации персонала. Это выдвигает важный императив управления ядерными знаниями – обеспечение безопасности функционирования объектов.
Специалисты в области обращения с РАО должны обладать достаточными знаниями (научными, об объекте, отходах и процессах обращения с ними), умениями, опытом и компетентностью.
Создание эффективных и работающих систем сохранения и распространения знаний представляет собой сложную и трудоемкую задачу. Ядерное сообщество, осознавая проблемы в области образования и подготовки кадров, предпринимает усилия по преодолению негативных тенденций. Так, в апреле 2010 года на международной конференции по мирному атому в Париже президент Франции Николя Саркози заявил о создании международного института атомной энергетики для подготовки специалистов по мирному использованию атома, в котором будут работать лучшие преподаватели и ученые. В Индии будет создан научно-образовательный ядерный центр, который будет работать при поддержке МАГАТЭ и других иностранных партнеров, о чем заявил на саммите по ядерной безопасности (апрель 2010 года) премьер-министр Манмохан Сингх.
Образование и обучение в области обращения с РАО
Образование и обучение в области обращения с РАО, как и во всей ядерной сфере, имеет мультидисциплинарную природу. Необходимо изучение таких предметов, как геология, гражданское строительство, горное дело, гидрогеология, химия, геофизика, механика, вычислительная техника и т.д. Более того, в этой области существуют трудности достижения научного, технического и даже общественного консенсуса (действительно, становится трудно получить общественное одобрение любого реального решения по захоронению РАО без формального научного доказательства его безопасности [1]).
Анализ современной ситуации в передаче знаний в ядерной области показывает, что научное сообщество, к сожалению, сталкивается с возрастающими трудностями. Социальная и политическая обстановка и пренебрежение ядерной энергетикой ведут к отсутствию мотивации у молодого поколения заниматься ядерной тематикой. Таким положением дел в сфере образования озабочены и национальные правительства, и международные организации: разрабатываются программы образования и обучения, поощряется исследовательская деятельность университетов по поиску рациональных решений по изоляции РАО.
Деятельность МАГАТЭ по обучению и передаче ядерных знаний
Управление ядерными знаниями находится в фокусе внимания МАГАТЭ. Деятельность агентства направлена на содействие новым партнерским отношениям между правительствами, промышленностью и академическими кругами (научно-исследовательскими и образовательными учреждениями) в целях расширения ядерных знаний. МАГАТЭ также прилагает усилия для разработки методологии, руководящих материалов и программных средств, укрепления существующей системы подготовки кадров и обучения, разработки новых способов сохранения знаний и информации.
Для развития обмена информацией и распространения ядерных знаний осуществляется разработка новых и поддержание существующих средств управления знаниями, включая открытый веб-сайт и базы данных МАГАТЭ (например, портал ядерных знаний). Для эффективного управления ядерными знаниями создана INIS (International Nuclear Information System) – ведущая международная информационная система в сфере мирного использования атомной энергии с неограниченным доступом. Разработан интерактивный учебный курс «Управление ядерными знаниями», представляющий собой мультимедийный пакет для структурированного изучения как предмета в целом, так и отдельных его частей.
Полагаясь на накопленный опыт стран, МАГАТЭ ведет активную работу по созданию международной сети учебно-тренинговых центров на базе организаций, чей опыт и авторитет в области технологий обращения с РАО признаны мировым сообществом, обладающих технической инфраструктурой и специалистами. Первым успешным центром сети МАГАТЭ стал Международный учебно-тренинговый центр МАГАТЭ на базе ГУП МосНПО «Радон», организованный для русскоговорящих специалистов стран бывшего СССР и Восточной Европы. Для создания центра на североамериканском континенте для специалистов из стран Центральной и Латинской Америки МАГАТЭ ведет переговоры с Национальной лабораторией в Саванна-Ривер (США). На африканском континенте идут переговоры с Южно-Африканской корпорацией по ядерной энергии Necsa. В Китае МАГАТЭ планирует создать такой центр на базе Китайского института атомной энергии в Пекине. Создание центров для стран Западной Европы, Южной Америки и Тихоокеанского региона – вопрос ближайшего будущего.
Международные конференции и семинары
Даже небольшая подборка проведенных недавно мероприятий красноречиво свидетельствуют о том, что МАГАТЭ активно способствует обмену опытом в области обращения с РАО, учитывая региональные особенности стран-участниц.
Главной международной конференцией по всем аспектам управления радиоактивными материалами считается Международная конференция по обращению с радиоактивными отходами (Waste Management Conference, WM), которая ежегодно проводится в Аризоне (США). Так, в марте 2010 года 36-я конференция WM’10 собрала около 1900 делегатов из более 40 стран мира; на 80 технических сессиях конференции было представлено более 400 докладов. Большое внимание было уделено групповому обсуждению проблем восстановления окружающей среды, организованному МАГАТЭ.
В октябре 2009 года в Ливерпуле (Великобритания) прошла XII Международная конференция по восстановлению окружающей среды и обращению с радиоактивными отходами (ICEM’09), собравшая около 600 экспертов из разных стран. Более 350 докладов охватили широкий спектр вопросов науки и техники, технологического опыта, политики и образования, организации и передачи знаний в области обращения с РАО и восстановления окружающей среды. Об актуальности обсуждаемых вопросов свидетельствуют названия сессий:
- «Задачи восстановления окружающей среды»,
- «Проблемы обращения с низко- и среднеактивными отходами»,
- «Международная сеть по выводу из эксплуатации»,
- «Деятельность МАГАТЭ по обращению с радиоактивными отходами перед их захоронением»,
- «Направления в менеджменте знаний».
Крупной площадкой для обмена опытом между специалистами разных стран стали региональные семинары МАГАТЭ на тему «Модульный проект установок и сооружений для обработки и хранения небольших объемов низко- и среднеактивных отходов и вышедших из употребления закрытых радиоактивных источников», проведенные в конце 2008 года в Кишиневе для стран СНГ на русском языке и в июне 2009 года в Ереване для стран Восточной Европы на английском. По итогам семинаров был выработан технический документ, направленный на улучшение модульного проекта.
Региональный семинар операторов по обращению с РАО прошел в апреле 2010 года в Любляне (Словения). При обсуждении опций и существующих практик обращения с различными отходами основной акцент ставился на корреляции проектов ядерных объектов и потоков отходов, образующихся при выводе из эксплуатации, а также больших объемах РАО, подлежащих сегрегации и характеризации перед переработкой или освобождением от радиационного контроля. Кроме того, участники семинара рассмотрели вопросы обращения с «проблемными» РАО, такими как отходы от дезактивации, тяжелые и объемные компоненты, объекты со сложной геометрией, α-загрязненное оборудование, ЖРО сложного состава, уникальные отходы (натрий и графит, «исторические» отходы, включая шламы, ионнообменные смолы и смеси разнообразных РАО). В лекциях МАГАТЭ подчеркнуто, что метод самораспространяющегося высокотемпературного синтеза, названный в публикации МАГАТЭ TECDOC-1521 «русским СВС-процессом», может быть эффективным решением проблемы обращения с наиболее активной частью облученного графита уран-графитовых реакторов.
Опыт ГУП МосНПО «Радон»
Наиболее распространенной формой является обучение внутри предприятия, одобренное всем сообществом специалистов по обращению с РАО. Хотя компетентность может быть достигнута только на научной основе в рамках высшего образования, тем не менее, дополнительное обучение на производстве способствует передаче знаний и опыта старшего поколения молодежи (хотя и здесь существует проблема обеспечения квалифицированными инструкторами в связи со схемой раннего ухода на пенсию, действующей во многих организациях) [1].
На ГУП МосНПО «Радон» накоплен значительный опыт по организации обучения специалистов различного профиля и уровня, включая персонал органов регулирования, разработаны методологии различных форм обучения и способы оценки их эффективности. На основе многолетней практики проведения обучения сформулирован целый ряд важных положений, принимаемых во внимание при организации учебного процесса в области обращения с РАО, его подготовке, планировании и проведении. Обучение включает использование различных методических приемов, что определяется как целью и тематикой обучения, так и степенью подготовленности слушателей, квалификацией преподавателей, наличием методических материалов и технических средств для практических тренировок и т.д. [6].
В конце октября 2009 года директор Департамента МАГАТЭ по технологиям ЯТЦ и обращению с отходами Ханс Форсстрем посетил ГУП МосНПО «Радон» для ознакомления с его технической оснащенностью и разработками. Он очень высоко оценил технический и технологический уровень предприятия и его специалистов, и выразил уверенность, что успешное сотрудничество МАГАТЭ и ГУП МосНПО «Радон» будет продолжаться и развиваться в будущем.
Начиная с 1999 года на базе ГУП МосНПО «Радон» действует Международный учебно-тренинговый центр под эгидой МАГАТЭ. Изначально предполагалось, что участниками курсов, стажировок, научных визитов в рамках различных технических проектов МАГАТЭ станут специалисты из республик бывшего Советского Союза и восточноевропейских стран, исторически вовлеченных в сферу влияния СССР. Сейчас география участников более обширна: за 12 лет функционирования центра обучение прошли более 450 специалистов из 36 стран-членов МАГАТЭ. В последних курсах МАГАТЭ, прошедших в учебном центре ГУП МосНПО «Радон» с 31 мая по 9 июня 2010 года, приняло участие 15 специалистов из 10 государств. На открытие курсов приехала руководитель Секции технологии отходов МАГАТЭ доктор Ирена Меле. Она дала высокую оценку тренинговым программам и выразила уверенность в продолжении сотрудничества МАГАТЭ и ГУП МосНПО «Радон» в рамках различных проектов технической кооперации.
На предприятии понимают, что ускоренное развитие атомной энергетики неизбежно приведет к увеличению объемов РАО, значит, возрастет потребность в компетентном персонале, обладающем необходимыми знаниями для эффективного и безопасного обращения с отходами на всех этапах. В этих условиях периодическому обучению сотрудников должно сопутствовать непрерывное обновление знаний.
Литература
- Knowledge Management for Radioactive Waste Management Organizations // IAEA Nuclear Series, Report NG-T-6.5. – Vienna. – 2009.
- Косилов А.Н. Корпоративный аспект управления ядерно-технологическими знаниями [Электронный ресурс] / А.Н. Косилов и др. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.atomic-energy.ru/node/4987external link, opens in a new tab.
- Мурогов В.М. Интеллектуальные ресурсы – самые ценные / В.М. Мурогов // Безопасность окружающей среды. – 2007. – № 2. – С. 22-25.
- Гапоненко А.Л. Управление знаниями / А.Л. Гапоненко – М.: ИПК Госслужбы, 2001. – 52 с.
- Мурогов В.М. Ядерные знания – сила… если их сохранять / В.М. Мурогов // Материалы семинара «Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР» (Подольск, 29.05.07-1.06.07). – ФГУП ОКБ «ГИДРОПРЕСС».
- Батюхнова О.Г. Образование – технологии – безопасность / О.Г. Батюхнова, М.И. Ожован // Безопасность окружающей среды. – 2007. – № 2. – С. 26-33.
Авторы