Основные понятия и история вопроса
В последнее время хорошим тоном для солидных и уважающих себя организаций, заявляющихся на рынке работ и услуг, стало формулирование и публикация миссии (призвания) организации.
Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления (1).
Миссия является исходной точкой стратегического управления любой организацией. Именно миссия организации задает основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии.
В бизнесе под стратегическим управлением понимается разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности организации над уровнем конкурентов. Общую схему стратегического управления бизнес организацией можно представить в виде (2):
При этом под стратегией организации понимается взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации по своей сути это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
В 2011 г. была разработана стратегия деятельности Госкорпорации «Росатом» на период до 2030 г. В основу стратегии деятельности легли пять принципов: ориентация на результат, эффективность, комплексность, прозрачность и законность. Целевым ориентиром реализации Стратегии является достижение глобального технологического лидерства в атомной отрасли (3). Видимо следовало бы добавить ещё один принцип – безопасность, о приоритете которой так часто заявляют руководители Корпорации.
Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Миссия характеризует не только то, что представляет собой организация, зачем она существует и каково ее единственное в своем роде место, т.е. – что мы есть сегодня, но и то, чем мы хотим быть в ближней и отдалённой перспективе, и каким образом мы хотим такими стать.
В общефилософском смысле миссия может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях. Именно в такой форме можно увидеть формулировку миссии Госкорпорации «Росатом» (4):
«Миссия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» - выполнение государственных задач обороноспособности, ядерной и радиационной безопасности, общественно приемлемое производство атомной электроэнергии и достижение технологического лидерства в глобальном масштабе за счет передовых компетенций в науке об атоме и ядре».
В качестве формулировки миссии Госкорпорации «Росатом» можно использовать извлечение из ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 01.12.2007г. №317-ФЗ:
«Корпорация создана и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования и осуществления международного сотрудничества в этой области» (3).
Формулировка миссии, отражающая особенности и уникальность организации должна содержать следующие аспекты миссии (1):
- базовые цели функционирования организации,
- область деятельности организации, уникальность программ и проектов,
- философия организации в отношении персонала, принципы и основы кадровой политики,
- методы и средства достижения поставленных базовых целей,
- методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
К сожалению, далеко не все организации Госкорпорации «Росатом», даже те, которые в какой-то мере задумывались о своей миссии, сформулировали и опубликовали миссию в виде официально принятого документа, отражающего особенности и уникальность организации, что можно отнести, по-видимому, к недостаточно развитой организационной культуре этих организаций.
Представляется, что миссия организации должна быть разработана и принята в виде документа, в том числе в качестве показателя высокого уровня организационной культуры, в первую очередь в тех организациях, в которых слаженная работа персонала является не только основой достижения высоких результатов, но и залогом существования и жизнеспособности самой организации, сохранения здоровья и жизни персонала и благополучия общества.
К числу таких организаций следует отнести ядерно и радиационно опасные организации и аварийно спасательные формирования Госкорпорации «Росатом» (АСФ). Можно вспомнить первый подход ДЯРБ Госкорпорации «Росатом» к разработке миссии ДЯРБ, предпринятый в работе (5) , в которой кроме провозглашения миссии были указаны некоторые методы её реализации. Необходимо отметить, что методы реализации миссии ДЯРБ, в том числе методы повышения готовности аварийно-спасательной службы (АСС) к реагированию и к совершенствованию реагирования на ЧС неоднократно рассматривались и обсуждались на научных семинарах и учебно-тренировочных, практических мероприятиях, например, (6-8). Очевидно пришло время для детальной разработки миссии АСС, а точнее – миссий конкретных АСФ, входящих в АСС, и политики в области организационной культуры, подобно другим видам политики, принимаемым и публикуемым на АЭС Госкорпорации «Росатом», например, (8):
- Политика в области безопасности,
- Политика в области качества,
- Экологическая политика (и др. примерно 9 политик, охватывающих разные аспекты культуры безопасности).
Для разработки миссии аварийно-спасательной службы Госкорпорации «Росатом», как интегральной миссии отдельных АСФ, следует раскрыть указанные выше аспекты миссии, исходя из задач и функций, выполняемых аварийно-спасательной службой Госкорпорации, которая изначально создавалась как аварийно-спасательная служба Министерства в соответствии с законодательством, постановлениями Правительства и приказами Министерства и ГК «Росатом». Обширный перечень нормативно-законодательных документов, регулировавших создание и функционирование АСС и системы реагирования на чрезвычайные ситуации (ЧС) в целом, приведен в приложении №2 к приказу ГК «Росатом» от 11.01.2012г. №1/5-П (10).
Естественно, что в нормативных документах тех времён слова «миссия, стратегическое управление, организационная культура» отсутствовали, как, впрочем, нет их и сейчас в Глоссарии МАГАТЭ, хотя в документе МАГАТЭ «Требования безопасности. Система управления для установок и деятельности» № GS-R-3, 2008г. (11) уже используются понятия «система управления, организационная политика, заявление о политике организации» в их связи с культурой безопасности.
Необходимо отметить, что в документах МАГАТЭ, как организации, созданной для регламентирования основного условия бизнес деятельности по использованию атомной энергии - безопасности использования атомной энергии, развивалась концепция и принципы именно культуры безопасности (9, 12, 13), которая является, по сути, основным блоком организационной культуры в её применении к надёжности персонала в сфере обеспечения безопасности (14, 15).
Вопросы стратегического управления, включая миссию организации, концепцию и принципы высшего руководства, мотивации персонала и развития кадрового потенциала на предприятиях ядерной индустрии, рассмотрены в работе /16/. В ней, в частности, миссия определяется как « документ, описывающий цель и смысл существования организации. Отвечает на вопрос, зачем существует данный бизнес или вид деятельности».
Данная статья является, в определённом смысле, кратким субъективным обобщением подхода к разработке миссии и политики в области организационной культуры АСС в целом и входящих в неё АСФ Госкорпорации «Росатом».
О разработке миссии
При разработке миссии целесообразно следовать общим рекомендациям, процитированным выше по /1/, с учётом нормативно-законодательных документов для АСС, а также с учётом концепции и принципов организационной культуры и стратегического управления.
Базовые цели миссии АСС могут быть сформулированы на основе ФЗ от 22.08.1995г. №151-ФЗ /17/, приказа от 10.11.2010г. №1/418-П Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» /18/, утвердившего Положение «О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом», и других документов. Напомним определения АСС и АСФ, приведенные в статье 1.
Основные понятия ФЗ (17), в которых также приведена цель их создания:
«1. Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
2. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами».
Соответственно этому АСС Госкорпорации «Росатом» предназначена для обеспечения готовности к действиям в случае ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по локализации и ликвидации возможных аварий ядерного и радиационного характера на объектах использования атомной энергии и при обращении с радиоактивными материалами, включая их транспортирование.
Кроме того цели АСС указаны как цели группы процессов «Предупреждение чрезвычайных ситуаций, ликвидация последствий аварий, обеспечение аварийной готовности и гражданская оборона» в Приказе /10/:
- «- предупреждение возникновения и развития ЧС;
- - снижение размеров ущерба и потерь от ЧС природного и техногенного характера, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- - локализация зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Корпорации».
В этом же приказе указана и роль АТЦ СПб как участника группы процессов.
Базовые цели АСС должны достигаться на основе соблюдения принципов, указанных в ФЗ (17):
«Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей.
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:
принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;
принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации».
Для описания области деятельности, уникальности и особенностей АСС целесообразно использовать содержание пунктов 14 и 15 указанного выше Положения (приложение к приказу (18)). Например, деятельность АСС Госкорпорации «Росатом» включает планирование действий и подготовку сил аварийного реагирования к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в режиме повседневной деятельности, а в режиме повышенной готовности и в режиме ЧС обеспечивает организацию и проведение работ по локализации и ликвидации аварии и их последствий ядерного и радиационного характера. Более подробно решаемые задачи и проводимые мероприятия указаны в Положении (18).
Общие задачи деятельности АСС в Российской Федерации указаны в статье 6. Задачи аварийно-спасательных служб ФЗ (17).
А статья 12. Аттестация аварийно-спасательных служб устанавливает, что:
«1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».
По-видимому, сказанного в основном достаточно для разработки миссии АСС (АСФ) с учётом двух следующих замечаний о том, что:
- миссия разрабатывается высшим руководством организации – лидером, наличие которого требует второй принцип менеджмента качества (13, 19). Ему и карты в руки, о чём будет сказано в заключении статьи;
- миссия является, так сказать, парным документом вместе с политикой в области организационной культуры.
С учётом сделанных замечаний представляется, что миссия АСС (АСФ) должна являть собой компактный (всего 1-2 стр.) официально изданный документ, лично подписанный руководителем АСС (АСФ) и опубликованный для всеобщего открытого ознакомления.
В качестве начальной фразы, выражающей философский смысл миссии можно использовать следующий текст:
АСС (АСФ) Госкорпорации «Росатом» создана в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве специализированной организации для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, предназначена для сохранения жизни и здоровья граждан, собственности граждан, организаций и государства, а также экологии при чрезвычайных ситуациях на объектах использования атомной энергии и при обращении с радиоактивными материалами, включая их транспортирование, и обеспечивает организацию и проведение работ по локализации и ликвидации аварии и их последствий ядерного и радиационного характера.
Затем должен идти ряд принципов и положений из числа рассмотренных выше, отражающих уникальность и особенности АСС (АСФ).
И в завершении текста миссии должно быть указано:
АСС (АСФ) Госкорпорации «Росатом» в своей деятельности руководствуется Политикой в области организационной культуры, подписанной руководителем АСС (АСФ) и опубликованной для всеобщего открытого ознакомления (по сути это соответствует пункту 3 рекомендаций (1)).
О разработке политики в области организационной культуры.
Все организации, независимо от целей своей деятельности, создаются и действуют в определенной культурной среде. Она во многом определяет смысл их существования, действует как извне, так и внутри организации. Любая организация представляет собой сложный организм, основой жизненного потенциала которого являются сотрудники всех уровней в соответствии с третьим принципом менеджмента качества (13, 19) и внутренняя культура - ценности, нормы и отношения, принимаемые и разделяемые сотрудникам.
Система коллективно разделяемых ценностей, символов, ритуалов, мифов, убеждений, образцов поведения членов организации, традиций получила своё оформление в концепции организационной культуры, разработанной в начале 1980-х годов в США под влиянием исследований в области стратегического управления, теории организации и индивидуального поведения, описываемых в понятиях нечётких множеств.
Культура организации придаёт единообразие совместным действиям людей, вырабатывает общую психологию и синергический эффект результатов деятельности. Одним из основных признаков организационной культуры является отражение в миссии организации её основных целей. Для развития и укрепления организационной культуры основные её положения должны быть декларированы руководством организации, а их реализация поощряться. Создание определённой организационной культуры и моделей поведения в организации является одной из основных функций руководителя – лидера, стратега.
Кстати, как уже отмечалось, понятия «миссия, организационная культура, культура безопасности, система управления, стратегическое управление» оказываются тесно связанными между собой, а также с понятием «менеджмент качества» (9, 13-16, 19). Эта связь, очевидно, обусловлена тем, что все эти понятия направлены на человека – персонал организации и регулируют близкие, а иногда и одни и те же стороны его трудовой жизнедеятельности, надёжность персонала и т.п.
В 2008г. проводилась переработка стандарта ISO 9004. В качестве исходной базы для переработки был использован стандарт японского института стандартизации JIS/TR Q 0005 «Системы менеджмента качества. Руководство по устойчивому росту», в котором приведено 12 принципов СМК вместо 8 принципов ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (Смотри (16), том 2, стр. 106).
Отметим некоторые новые принципы и формулировки японского стандарта:
- Ориентация на общественные ценности (ответственность бизнеса перед обществом в части этики, защиты окружающей среды и безопасности);
- Понимание своих ключевых компетентностей (осознание своих конкурентных преимуществ в области технологий, производственных мощностей и организационной культуры);
- Автономность (организация должна обладать способностью к самоанализу и саморазвитию на основе собственных ценностей).
Обратим внимание на использование таких установок, как «ориентация на общественные ценности» при одновременной опоре на «собственные ценности, конкурентные преимущества и организационную культуру» организации. Кроме того интересно раскрытие принципа «лидерство руководителя» как « лидерство в предвидении», требующего от лидера качеств стратега, умеющего «определить видение и отчётливую политику», фактически самолично определяющего организационную культуру или, по крайней мере, задающего тон и непосредственно участвующего в её разработке.
Понятие и принципы организационной культуры и её связь с культурой безопасности в атомной отрасли рассматривались, например, в работах (9, 14-16).
Напомним определение организационной культуры (почти по Э.Шейну – идеологу организационной культуры):
Организационная культура как интегральная характеристика организации (ее деятельности) – это комплекс базовых приемов и правил решения проблем для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции работников, (комплекс) подтвердивший свою состоятельность в прошлом и актуальный на будущее, который должен передаваться новым членам организации.
Можно сказать, что организационная культура представляет собой форму существования организации и ее поведения во внешней среде, а также по отношению к субъектам внутренней среды. Она объединяет убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые определяют, как должны работать и вести себя люди в данной организации.
В организационной культуре обычно выделяют три ключевых момента:
- базовые предположения, которые создаются и декларируются родоначальниками организации и которых придерживаются все (большинство) членов организации в своем поведении и действиях. Базовые предположения основываются на видении и восприятии окружающего мира (внешняя адаптация);
- ценности, которые разделяются и которыми руководствуются члены организации (внутренняя интеграция, обеспечивающая синергический эффект, эмерджентность);
- символика (ритуалы), посредствам которой ценностные ориентации передаются членам организации (обучение и повышение квалификации работников, наставничество, коллективный отдых и т.п. базовые приёмы и правила – способы внутренней интеграции).
Главной функцией организационной культуры является формирование в сознании членов организации образа, при котором работники отождествляют себя с организацией, а главной задачей является мобилизация энергии членов организации на достижение целей организации.
АСС и входящие в неё АСФ относятся к организациям атомной отрасли. Особые требования к организациям и работникам атомной отрасли указаны в нормативно-законодательных документах и, в первую очередь, в Федеральном законе Российской Федерации «Об использовании атомной энергии» №170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. и в Федеральном законе Российской Федерации от 8 марта 2011 г. N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии".
АСС создана для работ в нештатных условиях чрезвычайных ситуаций и повышенного риска негативных воздействий ядерных и радиационных факторов, которые могут выполняться не только, так сказать, на рабочих местах АСС – в местах дислокации АСФ, но и на выезде и затрагивать интересы населения и общественности. Поэтому вопросы внешней адаптации, особенно сопряжённые с проблемой радиофобии имеют особое значение и требуют принятия специфических мер. В то же время повышенный риск негативных воздействий при проведении работ требует принятия специфических мер внутренней интеграции.
Указанные особенности и уникальность АСС отражены в нормативно-законодательных документах, например в следующем виде:
- периодической аттестации АСФ в порядке, установленном Правительством РФ;
- приобретения гражданами статуса спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ;
- неукоснительного выполнения всеми работниками профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом, обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).
Указанные и другие особенности должны быть естественным образом учтены в организационной культуре и в политике в области организационной культуры. При разработке организационной культуры и политики в области организационной культуры АСС (АСФ) должны быть учтены также основные черты культуры безопасности и надёжности персонала (человеческого фактора). При разработке политики в области организационной культуры очевидно можно воспользоваться опытом разработки политик АЭС в области культуры безопасности, а также опытом разработки Кодекса этики Госкорпорации «Росатом», разрабатывавшемся в 2009г. /9/.
В качестве заключения
Обратимся к началу статьи – к общей схеме стратегического управления бизнес организацией. Оставаясь в рамках темы, рассматриваемой в данной статье, и учитывая особенности, специфику и уникальность АСС (АСФ) Госкорпорации «Росатом», схему стратегического управления АСС (АСФ) можно представить в виде упорядоченной системы взаимосвязанных блоков, между которыми установлены прямые и обратные связи.
Верхний блок, необходимый для разработки организационной культуры, в процессе анализа аварийности должен дать информацию о причинах и обстоятельствах возникновения и развития аварии, о реализованных схемах реагирования и полученных результатах.
Естественно, что анализ этой информации будет способствовать на только разработке организационной культуры конкретных АСФ, но и постоянной её оптимизации, что, в свою очередь, будет оптимизировать процесс анализа, акцентируя внимание на наиболее существенных причинах и обстоятельства для предупреждения возникновения аварий и повышения готовности к реагированию.
В процессе разработки организационной культуры необходимо заложить основы для внешней адаптации АСС (АСФ) путём разработки и публикации миссии и системы менеджмента качества, поскольку качество работ и услуг является тем, что нужно потребителю и обществу, на что непосредственно указано в международных, российских и особенно японских стандартах качества (ориентация на общественные ценности и организационную культуру) (13, 16, 19). В то же время качество и особенно культура безопасности создают основы для внутренней интеграции.
Кстати, говоря о наличии в организации системы менеджмента качества, можно сказать, что такая организация исповедует и реализует культуру качества. И мы имеем в этом случае системное единение трёх ветвей или блоков культуры: организационной культуры, культуры качества и культуры безопасности.
Обратим внимание ещё на одну составляющую и даже основу культуры безопасности и организационной культуры - надёжность персонала (человеческого фактора) (9). Ну и раз мы уже упомянули человеческий фактор и персонал, то следует сказать, что именно персонал – человек является носителем культуры и причиной и основой системного единства культуры качества, культуры безопасности и организационной культуры.
А стратегическое управление, осуществляемое руководителем – стратегом и лидером (второй принцип СМК (13)), является управлением персоналом – основой организации (третий принцип СМК (13)), который создаёт и реализует различные технологии: научные, производственные, информационные, медицинские, социального обеспечения и т.д. и тем самым производит продукцию, выполняет работы и оказывает услуги отдельным потребителям и обществу в целом. При этом персонал должен быть вовлечён в управление организацией и участвовать в разработке и реализации организационной культуры и её составляющих.
Однако, ответственность за разработку организационной культуры, миссии организации, системы менеджмента качества и культуры безопасности несёт руководитель организации, который должен не только подписывать эти документы, но и непосредственно участвовать в их разработке в качестве стратега и лидера, при этом лидера, умеющего «определить видение и отчётливую политику» организации (в соответствии с японским стандартом /16/).
Литература
- Миссия организации. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Стратегическое управление в картинках. http://yandex.ruexternal link, opens in a new tab
- Публичный годовой отчёт Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» 2011. Росатом, Москва, 2012г.
- Миссия и стратегия деятельности ГК. Единый отраслевой портал Госкорпорации «Росатом»
- А.М.Агапов, Г.А.Новиков. Культура ядерной и радиационной безопасности: государственные гарантии; идеология, принципы и способы реализации. Учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации в Госкорпорации «Росатом». г. Санкт-Петербург, НОУ ИДПО «Атомпроф», 2009г.
- А.М.Агапов, Г.А.Новиков, Р.В.Арутюнян, И.И.Линге. Новые технологии в системе повышения профессиональной готовности руководителей и специалистов атомной отрасли к реагированию на ЧС. Информационный бюллетень ЦНИИАтоминформ «Ядерная и радиационная безопасность России», выпуск №2, 2004г.
- А.М.Агапов, Е.Н.Глухих, Г.А.Новиков. Система аварийного реагирования Госкорпорации «Росатом». Ж. «Безопасность окружающей среды» №2, 2009г.
- С.А.Агапеев, Е.Н.Глухих, Р.Л.Тюрин. Семинар-совещание работников служб аварийного реагирования. Ж. «Безопасность ядерных технологий и окружающей среды» №2, 2012г.
- А.М.Агапов, Г.А.Новиков. Культура ядерной и радиационной безопасности: государственные гарантии; идеология, принципы и способы реализации. Учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации в Госкорпорации «Росатом». Издание второе, переработанное и дополненное. г. Санкт-Петербург, НОУ ИДПО «Атомпроф», 2010г.
- Приказ Государственной Корпорации по атомной энергии «Росатом» от 11.01.2012г. №1/5-П Об утверждении Структуры группы процессов «Предупреждение чрезвычайных ситуаций, ликвидация последствий аварий, обеспечение аварийной готовности и гражданская оборона» и Перечня регламентирующих и методических документов по группе процессов «Предупреждение чрезвычайных ситуаций, ликвидация последствий аварий, обеспечение аварийной готовности и гражданская оборона» и плана их разработки/актуализации.
- Требования безопасности. Система управления для установок и деятельности № GS-R-3, МАГАТЭ, 2008г.
- Серия изданий по безопасности, №75-INSAG-4. Культура безопасности. МАГАТЭ, Вена, 1991г.
- А.М.Агапов, Г.А.Новиков. О ядерной и радиационной безопасности: современные представления, состояние, задачи и методы обеспечения. Второе издание, переработанное и дополненное. Москва. ИздАТ, 2008г.
- Г.А.Новиков. О разработке концепции ядерного права России с учётом рекомендаций МАГАТЭ в сфере организационной культуры. Статья на сайте Российского атомного сообщества, 15 июня 2012г.; а также в Сборнике трудов симпозиума «Актуальные вопросы международного ядерного права: ядерная безопасность» в рамках Форума «АТОМЭКСПО 2012»
- Г.А.Новиков, О.Л.Ташлыков, С.Е.Щеклеин. Безопасное использование ядерной энергии: правовые аспекты и методы управления, регулирования и обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Под общей редакцией проф., д.т.н. Г.А.Новикова. УрФУ, г. Екатеринбург, 2011г.
- А.М.Агапов, Г.А.Новиков, Ю.П.Руднев. Основы практического менеджмента на предприятиях ядерной индустрии (в двух томах). Под общей редакцией профессора Руднева Ю.П. 3-е издание, переработанное и дополненное. НОУ ДПО «ЦИПК». Обнинск, 2012г.
- ФЗ от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».
- Приказ Госкорпорации "Росатом" от 10.11.2010 N 1/418-П «О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом».
- Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2001/2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
Г.А.Новиков, главный специалист ФГУП АТЦ С-Пб, д.т.н., профессор