Перед Национальным исследовательским ядерным университетом (НИЯУ МИФИ) была поставлена задача «стать мощным кластером в области ядерного образования, полностью удовлетворить потребности Росатома в подготовке кадров.
НИЯУ МИФИ должен стать серьезным игроком на мировом рынке образовательных услуг в области ядерных технологий, обеспечивающим «под ключ» кадровое сопровождение международных проектов»
До 2020 г. требуется обеспечить обучение специалистов в количестве 3,5 – 3,9 тысяч человек ежегодно
Сегодня сохранение и передача ядерных знаний в России - не локальная, узкоспециальная проблема атомной отрасли, а глобальная задача государственного уровня, так как ее решение - залог энергетической безопасности страны в будущем. От её решения зависит судьба страны.
Решение проблемы преемственности в подготовке кадров осложняется рядом факторов. Первая и самая общая причина - демографический провал. Резко сокращается количество выпускников российских школ: в 2009 г. их число составляло 1 034 000 человек, а в 2010 г. - 878 000 человек. Кроме того, падает уровень подготовки школьников по естественным наукам, что констатируется в многочисленных публикациях
В стратегии развития НИЯУ одним из ключевых направлений решения обозначенных выше задач должно стать создание единого информационного образовательного пространства НИЯУ МИФИ для своей целевой аудитории. Базовая часть этой аудитории, эффективная работа с которой определяет долгосрочный успех развития НИЯУ, - это школьники.
Хорошо понимая важность ранней профессиональной ориентации, Росатом в течение последних 2-3 лет активно создает информационные центры по атомной энергии (ИЦАЭ). Из 11 запланированных ИЦАЭ открыто уже семь (см.
Основные задачи ИЦАЭ и ЦМО – ведение профориентации и привлечение в отрасль молодежи, в т.ч. путем формирования положительного имиджа отрасли. Методическая и информационная поддержка ИЦАЭ, формирование архива и учебных материалов, образцов раздаточных материалов для музея должны находиться постоянно в поле зрения НИЯУ МИФИ.
Второй ключевой проблемой является создание учебных материалов нового поколения для студентов, аспирантов, молодых преподавателей вузов и средних технических учебных заведений, а также кадровое сопровождение международных проектов вне России, т.е. подготовка зарубежных специалистов.
Ниже делается попытка определить первоочередные действия по решению этой задачи, максимально используя имеющиеся заделы.
Формирование исторической и образовательно-просветительской базы знаний по атомной науке и технике
Работа по формированию базы знаний проводится в г.Обнинске уже более пяти лет в основном на инициативной основе с широким привлечением «ядерной» молодежи. Эта задача ставилась как одна из целей создания Российской ассоциации ядерной науки и образования (РАЯНО), учрежденной ИАТЭ и РНЦ «Курчатовский институт» в 2005 г. Данному проекту было дано сокращенное название «Незабудка».
Уже сегодня собранный архив материалов не имеет аналога в России. В базу знаний на данный момент входят:
- фильмотека отечественных и зарубежных исторических, учебных и научно-популярных фильмов, старых хроник, документальных съёмок (всего более 400 единиц, 25 тематических разделов), в т. ч. из архива ядерной Библиотеки МАГАТЭ.
- коллекция «Живая история» - видеозаписи людей, стоявших у истоков ядерной энергетики, атомного флота и космоса, ядерной медицины (более 20 часов);
- архив веховых документов и фотографий;
- электронная библиотека малотиражных книг по истории отрасли, старых, но не потерявших актуальности учебников, монографий, справочников, обзоров.
Авторы предлагают, используя задел и накопленный в Обнинске опыт, создать информационно-аналитический центр (ИАЦ) Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. Его основными задачами должны стать консолидация и координация работ по формированию указанной базы знаний.
База знаний (БЗ) рассматривается как фундамент для создания:
· информационных материалов (видеофильмов, дисков, буклетов, плакатов), которые в интересной, доступной и наглядной форме популяризуют знания о базовых физических и технических принципах широкого спектра ядерных технологий, результаты, перспективы и важность их развития для обеспечения энергетической и социально-политической безопасности страны;
· нового поколения учебных материалов для школьников (трех возрастных групп), студентов (в том числе зарубежных), аспирантов, молодых специалистов, преподавателей НИЯУ МИФИ;
· Интернет-портала, посвященного ядерному образованию. Созданы и быстро развиваются европейская (ЕNEN) и азиатская (ANENT) ядерные сети. В данном вопросе явно видно отставание нашей страны.
К ближайшим задачам можно отнести:
a) Изучение опыта зарубежных организаций в области работы с молодежью и создания учебных пособий
Крупнейшие ядерные корпорации мира уделяют большое внимание воспитанию молодого поколения будущих ядерщиков. На их сайтах можно легко найти разнообразные материалы, задача которых – в доступной форме рассказать юному посетителю портала о ядерной энергетике, вызвать у него живой интерес к мирному атому. Например, в США Департамент энергетики регулярно обновляет книгу «Запряженный атом». В ней наглядно и популярно рассказывается о многих аспектах атомной энергетики. Из Англии мы получили шесть изданных BNFL дисков для детей, где в игровой форме объясняется, что такое энергия, как работает атомная станция.
Однако, как констатируется в подготовленной справке
Нами составлена аналитическая справка с перечнем материалов, которые необходимо заказать в зарубежных ядерных корпорациях. Они необходимы как аналоги и источники идей для разработки нового поколения учебных материалов.
б) Проведение в режиме видеоконференции цикла лекций ведущих специалистов ядерной отрасли
В настоящее время в ОАО «Концерн Росэнергоатом» успешно функционирует и развивается единое информационное пространство
в) Продвижение образовательной программы «Школьникам об атомной энергетике»
Заслуживает поддержки и должна развиваться образовательная программа «Школьникам об атомной энергетике». Её с 2008 года в кооперации с РАЯНО реализует небольшая группа учителей средней общеобразовательной школы 793 ЮЗАО г. Москвы
г) Создание мультимедийного курса лекций «Введение в ядерную специальность»
Работа ведется РАЯНО совместно с МАГАТЭ и при его поддержке.
Старые учебные фильмы
До распада СССР вопросу использования и развития учебного кино и телевидения в школах, вузах, системе повышения квалификации и переподготовки кадров, в первую очередь по общенаучным дисциплинам, уделялось очень большое внимание. По этому вопросу было принято несколько правительственных постановлений.
В систему «Союзшколфильм», «Союзвузфильм», «Союзнаучфильм» (в разные годы они имели разные названия) входили практически все киностудии как РФ («Мосфильм», «Ленфильм», «Свердловская киностудия»), так и республик («Киевская студия научно-популярных фильмов», «Рижская киностудия» и др.).
1. Учебные фильмы для школ
В Обнинске сохранилась одна из немногих фильмотек. В ней имеется:
- около 2000 учебных кинофильмов (16-миллиметровая пленка);
- 1200 видеокассет (VHS) по всем предметам и классам общеобразовательной школы.
Сегодня это богатство практически выведено из учебного процесса, так как:
- в большинстве школ отсутствует необходимая аппаратура для показа фильмов на киноплёнках;
- видеокассеты школам не выдаются из-за проблем с соблюдением авторских прав.
Ранее показ учебных фильмов в школах был обязательным и контролировался органами народного образования. Крайне неразумно в одночасье расстаться с формировавшейся в течение 40 лет базой для образования, в которую входят уникальные видеоархивы. Все фильмы создавались с учетом методических требований, благодаря чему учитель может легко встроить показ видеозаписи в общий ход урока.
Как известно, МАГАТЭ уже перевело в цифровой формат все свои кинофильмы по ядерной тематике (в т.ч. учебные), что создало возможность использования их при подготовке лекционных курсов.
2. Учебные фильмы для вузов и системы повышения квалификации
Менее понятна ситуация с научно-популярными фильмами и учебными фильмами для вузов. Нам не удалось найти полного перечня этих фильмов. На прямой запрос к правопреемникам указанных выше киностудий с просьбой прислать список фильмов по физике, химии и энергетике ответил только ФГУП Фильмофонд киностудии «Ленфильм».
Некоторую информацию можно получить, анализируя электронные библиотеки вузов и колледжей, в том числе в бывших республиках СССР, файлообменники в Интернете. Мы пришли к выводу, что таких фильмов по всем областям науки и техники в 1965-1989 гг. было создано не менее 5000. Просмотр небольшой их части привел к выводу, что многие из них не потеряли ценности и сегодня.
В настоящее время нами формируются следующие разделы каталога фильмотеки для учащихся – будущих студентов:
- математика;
- физика (механика, оптика, гидравлика, термодинамика);
- химия;
- биология.
Необходимы следующие действия:
- инвентаризация учебных материалов с позиций ценности для учебного процесса в сегодняшних условиях;
- прояснение статуса указанных учебных материалов с позиции авторских прав;
- перевод отобранных материалов в цифровой формат.
3. Виртуальный лекторий - важная составляющая единого информационного образовательного пространства НИЯУ
Проблемами построения системы широкодоступного дистанционного образования, в целом и развитием видеолекций в частности, давно занимаются за рубежом. Среди вузов, работающих над созданием подобных программ, одним из лидеров является Massachusetts Institute Technology (MIT) (
Его проект OpenCourseWare позволяет получать доступ к материалам лекций, семинаров, лабораторных работ по множеству предметов
Что дает виртуальный лекторий?
- студентам - помощь в планировании обучения, дополнительные учебные материалы;
- университету - высокий уровень образовательных стандартов, стимулирующих инновации, вызывающих гордость у студентов за свой вуз;
- факультетам - демонстрацию своих образовательных программ, улучшение механизмов привлечения студентов и преподавателей к созданию учебных материалов, расширение использования цифровых материалов в обучении, развитие сотрудничества среди профессорско-преподавательского состава;
- преподавателям - новый способ подачи материала, отличающийся высокой зрелищностью, своеобразную рекламу своего профессионализма.
Опыт MIT показывает, что открытая публикация образовательных материалов не приводит к падению интереса к очному образованию. Видеолекции, выложенные на сайте, изначально не предназначены для замены диалоговой среды «студент – профессор».
Открытые образовательные материалы увеличивают интерес к программам обучения, предоставляемым институтом, являясь тем самым маркетинговым инструментом.
В России неоднократно подчеркивалась перспективность создания видеолекций и необходимость их реализации. Эти вопросы неоднократно поднимались на различных конференциях. Однако демонстрируемые наработки представляют собой в основном авансные, единичные продукты.
Интересен проект «Золотые лекторы МФТИ», реализация которого мотивируется следующим:
- Ни для кого не секрет, что даже очень хорошие лекторы стареют и, к сожалению, перестают читать лекции. Они часто оставляют свое наследие на бумаге, выпуская учебники и методички, однако тот фирменный стиль изложения, который позволял им «достучаться» до студентов, заинтересовать их, не всегда можно передать в учебных пособиях, а с годами он забывается.
- Будущее поколение Физтеха должно иметь возможность увидеть на экране, как и какие лекции читались в их вузе. Для студентов необходимо полнее сохранить творческое наследие авторов учебников и пособий, давая тем самым возможность не только читать, но также смотреть и слушать.
- Просмотр видеолекций способствует более глубокому усвоению знаний студентами за счет создания еще одной формы представления материала.
- Предварительный анализ Интернет-ресурсов позволяет констатировать, что на сайтах зарубежных университетов представлено во много раз больше учебных планов, презентаций преподавателей, методических материалов и т.д., чем имеется в наших вузах.
Ближайшими задачами являются:
Для реального решения задачи привлечения молодежи и подготовки высококвалифицированных современных специалистов (в т.ч. для работы за рубежом) необходимо перейти от слов к делу формирования образовательного пространства НИЯУ МИФИ.
Авторы благодарны А. А. Золотухиной за помощь в подготовке данного материала.