Развитие атомной энергетики невозможно без реализации комплекса мер, направленных на гарантированное обеспечение высокого уровня безопасности ядерных технологий. Именно поэтому Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности РФ на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ) создавалась и принималась параллельно с ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года».
Об основных направлениях ФЦП ЯРБ рассказывает директор Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности ГК «Росатом», доктор технических наук Александр АГАПОВ.
– Александр Михайлович, каким вы видите обеспечение ядерной и радиационной безопасности в будущем? Можно ли создать полностью безопасную ядерную отрасль?
– Сегодня атомная энергетика активно развивается, но, в отличие от «первого атомного проекта» 40-50-х годов, мы намерены соблюдать самые строгие требования ядерной и радиационной безопасности. По моему мнению, это можно осуществить, создав систему замкнутого, с точки зрения экологической безопасности, цикла использования ядерных и радиоактивных материалов.
Ее можно охарактеризовать следующим образом. Мы добываем радиоактивные материалы из земли и, проводя их через различные технологические цепочки, обеспечивая их надежную изоляцию от окружающей среды различными инженерными барьерами, опять размещаем их в виде радиоактивных отходов в подземных горизонтах (это уже геологические барьеры, безопасность которых обосновывается на 300 и более лет). Каждый технологический передел имеет такую структуру обращения с РАО и рассчитан на их окончательную изоляцию. В технологических цепочках образуются радиоактивные вещества, имеющие более короткие периоды полураспада; для них возможно предусмотреть приповерхностное долговременное хранение с целью снижения опасных свойств до допустимого нормативами уровня.
Таким образом, мы используем ядерное топливо, затем оно несколько лет хранится на атомной станции, становится безопасным для транспортировки, потом перевозится в специальный центр на переработку, в результате этого получают определенные материалы – и путь каждого из них четко прослеживают. Все процессы обращения с РАО и ОЯТ замкнуто циркулируют в технологических и природных средах и занимают свое, строго определенное место в системе обеспечения экологической безопасности.
Создание такой системы – актуальная и непростая задача. Необходимо добиться, чтобы одновременно с созданием ядерных материалов создавались и технологии их обезвреживания, внедрить экологическое сознание во все организации отрасли, всем сотрудникам. Такого в России, в масштабе целой отрасли, еще нет.
Тем не менее, я считаю, что это вполне реально. Наши ученые уже вплотную подошли к созданию такой концепции и начинают ее реализовывать в научно-технической программе «Новая технологическая платформа».
И, мне кажется, трудно переоценить роль действующей ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» для атомной энергетики будущего. Ведь для того, чтобы бизнес по производству энергии развивался и успешно, и безопасно, его надо освободить от непрофильных функций поддержания безопасности старых объектов, которые использовались на ранних этапах развития атомной индустрии, в военных целях, снять с предприятий экономическую ответственность за отложенные в прошлом технологические решения. Бизнес должен развиваться и обеспечивать за счет заработанных средств безопасность тех технологий, которые используются для получения продукции.
– В чем особенности действующей ФЦП по обеспечению ядерной и радиационной безопасности? Каким объектам уделяется основное внимание?
– Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» в основном была утверждена как программа по решению самых острых проблем ядерного наследия. Значительная ее часть посвящена обеспечению безопасной эксплуатации и безопасного долговременного хранения различных объектов и материалов, которые были необходимы для создания атомного оружия, атомной промышленности и энергетики, а сейчас в значительной степени не востребованы и обременяют хозяйственную деятельность, бизнес современных предприятий.
Поэтому в центре внимания программы – объекты ядерного наследия. Это, в первую очередь, радиохимические комбинаты (ПО «Маяк», Горно-химический и Сибирский химический комбинаты). Кроме того, существует множество научно-исследовательских институтов, также относящихся к объектам ядерного наследия. На обеспечение безопасности таких объектов предусмотрено около 70% финансирования всей программы.
– Планируется ли вывод из эксплуатации таких объектов?
– Программа не ставит задачу их вывода из эксплуатации. Это преждевременно. В процессе вывода из эксплуатации, особенно промышленных реакторов, образуется большой объем радиоактивных отходов. И начинать эту деятельность в широком масштабе можно будет только после создания системы и соответствующей инфраструктуры безопасного обращения с РАО. Необходимо точно определить места будущих хранилищ отходов, типы таких сооружений, критерии и сроки хранения, логически увязать все процессы обращения с отходами, оценить их с точки зрения повышения безопасности, просчитать все риски.
Аналогичная проблема существуют и в области безопасного обращения с радиоактивными отходами. Поэтому первое, важнейшее, направление ФЦП – создание инфраструктуры обращения с РАО. А второе, наиболее актуальное сегодня – обеспечение безопасности объектов ядерного наследия и хранения отходов, в том числе долговременного.
– Какие еще направления предусмотрены в ФЦП?
– Третий раздел программы направлен на создание государственных систем гарантий безопасности и собственно государственных систем контроля опасных и технологически сложных схем использования радиоактивных материалов. Например, в рамках ФЦП мы должны создать автоматизированную систему безопасности транспортирования, которая позволит в закрытом режиме контролировать перемещение транспортных средств, перевозящих опасные материалы (делящиеся материалы, облученное топливо и т.д.). В результате значительно снизится риск возникновения различных нештатных ситуаций (террористических актов, транспортных аварий и т.д.).
В результате осуществления программы также будут созданы Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории России (ЕГАСКРО) и система учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для сопровождения применения радиоактивных материалов вне ядерно-энергетического комплекса, в частности, в медицине.
Четвертое направление ФЦП связано с медицинскими аспектами безопасного использования атомной энергии. Необходимо повысить эффективность действующих систем диагностики, предназначенных для раннего выявления различных патологий, которые могут возникнуть при работе с радиоактивными материалами, разработать методики определения индивидуальной радиочувствительности, сформировать специальные группы людей (возрастные и т.д.), которые могли бы рассчитывать на больший объем услуг по диагностике. Эта система разрабатывается в рамках ФЦП, но к ее реализации мы рассчитываем привлечь страховую медицину.
Кроме того, должна быть организована система аварийной помощи персоналу при облучении, как хроническом, так и остром. Соответственно, необходимо переоборудование действующих и строительство новых медицинских центров, а также создание новых медицинских препаратов, снижающих последствия облучения, защищающих человека и улучшающих состояние его здоровья.
Пятое направление предусматривает научное сопровождение программы – оценку рисков и эффективности выполнения мероприятий, определение приоритетов при различных технологических схемах работ с точки зрения повышения безопасности.
– Расскажите подробнее о создании Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки. Как будет проходить этот процесс?
– ЕГАСКРО будет создана на всей территории России к 2010 году. Координатором работ постановлением Правительства РФ назначен Росгидромет.
Технические требования к созданию такой системы разрабатывались в рамках предыдущей ФЦП. Сегодня, безусловно, нужно обновить техническое задание ко всем уже действующим системам и объединить их в единую государственную сеть, предварительно утвердив общие требования.
Крайне важно создать в системе Росгидромета федеральный центр, отвечающий за эту работу. Такая структура (совместно с другими участниками работ) должна определить, кто несет ответственность за функционирование ЕГАСКРО и осуществляет техническую поддержку, как циркулирует информация и т.д. Кроме того, необходима законодательная база, на основе которой все отрасли и предприятия, где используются радиоактивные материалы, должны будут интегрировать свои системы радиационной безопасности в единую государственную сеть.
В России уже есть достаточно эффективные системы радиационного контроля. На объектах Росатома и их территориях, к примеру, работает 314 датчиков, и мы готовы интегрировать свою отраслевую систему в ЕГАСКРО.
В Москве очень хорошо действует система мониторинга, созданная и поддерживаемая ГУП МосНПО «Радон». Региональные системы радиационного контроля существуют в ряде областей – например, недавно созданная АСКРО Мурманской области, получившая высокую оценку МАГАТЭ, системы мониторинга Томской и Челябинской области. Начинается создание АСКРО и в Архангельской области.
– Сколько средств потребуется на реализацию ФЦП? Из каких источников будут финансироваться проекты?
– На создание основных объектов инфраструктуры обращения с РАО и ОЯТ предусмотрено выделение почти 50 млрд руб.; из них более 30 млрд руб. будет направлено на создание «сухого» хранилища отработавшего топлива реакторов РБМК и ВВЭР на ФГУП «ГХК».
На практическое решение проблем, связанных с прошлой деятельностью (ядерного наследия), будет выделено свыше 75 млрд руб., на создание и совершенствование государственных систем обеспечения безопасности, таких, как ЕГАСКРО, система учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, аварийного реагирования – почти 12 млрд руб., на «медицинское» направление – 4,5 млрд руб. К сожалению, на научное сопровождение ФЦП планируется потратить меньше средств, чем мы считали необходимым – менее 2 млрд руб. Хотя для бюджетного финансирования эта часть программы очень важна, поскольку предусматривает оценку эффективности программных мероприятий.
В общей сложности на реализацию программы предполагается потратить более 145 млрд руб. Федеральный бюджет должен выделить 131,8 млрд руб. – целенаправленно, на конкретные объекты. Кроме того, предусматривается использование средств предприятий, которые с 2006 года формируют специальные резервные фонды для обеспечения безопасности. Теперь, в рамках госкорпорации, все эти средства будут централизованными. Таким образом, источники финансирования мероприятий по безопасности уже определены законом.
К 2015 году, я надеюсь, мы сможем достичь намеченных целей и снять с отрасли бремя наследия, чтобы затем без помех развивать ядерную индустрию, не только масштабную и эффективную, но и безопасную – и для нас, и для будущих поколений.
В рамках ФЦП ЯРБ предполагается создание крупных объектов инфраструктуры обращения с РАО и ОЯТ. Среди них:
– «сухое» хранилище ОЯТ реакторов РБМК-1000 и ВВЭР-1000, реконструкция «мокрого» хранилища ОЯТ ВВЭР-1000 на ФГУП «ГХК»;
– опытно-демонстрационный центр переработки ОЯТ на основе инновационных технологий на ФГУП «ГХК»;
– подземная лаборатория для изучения возможности окончательной изоляции высокоактивных РАО в геологических формациях Нижнеканского гранитоидного массива;
– крупные комплексы переработки РАО;
– строительство, реконструкция и расширение мощностей по обращению с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах «Радон».