Программа возврата в РФ отработавшего ядерного топлива исследовательских реакторов российского производства, начало которой было положено подписанием cоглашения между правительствами России и США в 2004 году, реализуется под эгидой Госкорпорации «Росатом» и контролируется Ростехнадзором. В программе участвует ряд российских организаций, такие как ФГУП «ФЦЯРБ», ООО НПФ «Сосны», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», транспортные компании – ООО «АК «Волга-Днепр», концерн «АСПОЛ-Балтик». Основную роль в этой программе играет ФГУП «ПО «Маяк», представитель которого, директор радиохимического завода производственного объединения «Маяк» Валерий ГОРН – наш сегодняшний собеседник.
– Валерий Фридрихович, какие задачи выполняет Ваше предприятие при реализации программы?
– Участие ПО «Маяк» в этом процессе можно разделить на три основных этапа. Первый – участие наших специалистов в подготовительных работах, включающих в себя разработку и согласование документов разного уровня, а также решение технических вопросов. Второй – транспортировка ОЯТ по территории России, переработка ОЯТ с возвратом в топливный цикл полученного урана и безопасное обращение с радиоактивными отходами. Третий – разработка и участие в реализации специальных экологических программ на территории Челябинской области и непосредственно ПО «Маяк».
– Расскажите подробней о каждом этапе работы.
– Для получения лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на импорт ОЯТ из страны-поставщика необходимо сначала подписать межправительственное соглашение, а потом заключить внешнеторговый контракт. В соответствии с российским законодательством агентом, выступающим от имени ПО «Маяк» во внешнеторговом контракте, является ФГУП «ФЦЯРБ». Совместно с этой организацией специалисты нашего предприятия участвуют в разработке и согласовании редакции каждого контракта. Этим двум важным документам предшествует так называемый «Единый проект», суть которого заключается в обосновании безопасности ввоза ОЯТ на территорию России. На основании данных о топливе и выбранной транспортной схемы экономисты делают расчет стоимости транспортировки и переработки ОЯТ.
Часто для технической подготовки производства по конкретной сделке ПО «Маяк» заключает прямые договоры с предприятием-поставщиком ОЯТ или российскими организациями на изготовление и поставку дополнительного оборудования, либо на выполнение некоторых работ, например, на перегрузку ОЯТ с борта судна на железнодорожные платформы в морском порту и проведение предварительных таможенных процедур.
Как правило, задолго до намеченного срока вывоза ОЯТ, технические специалисты «Маяка» прибывают на площадку ядерного реактора поставщика ОЯТ, где при участии сотрудников исследовательского центра и специалистов ООО НПФ «Сосны» решается ряд проблем и вопросов технической подготовки к вывозу отработавшего ядерного топлива.
– Какие это могут быть технические проблемы и вопросы?
– Во-первых, проведение аттестации предназначенного к вывозу ОЯТ, цель которой – определить техническое состояние топлива, а также подготовить необходимые данные для расчетов стоимости его переработки, транспортировки и оформления сопроводительных документов. Затем мы выбираем технологическую схему загрузки ОЯТ в контейнеры.
При этом индивидуально для каждого ядерного центра выбирается тип транспортного упаковочного комплекта (ТУК) и необходимого для его загрузки оборудования. Например, российский контейнер ТУК-19 в ряде стран загружался дистанционно по воздуху, в некоторых странах с помощью перегрузочного контейнера, специально разработанного для этих целей, а в Польше устанавливался под проем «горячей камеры» и загружался через него. Определившись с технологией загрузки, мы тщательно обучаем персонал реактора обращению с ТУК.
Под каждый вывоз разрабатывается свой сертификат-разрешение на перевозку соответствующего типа ОЯТ. Специалисты ПО «Маяк» готовят материалы и подают заявку на сертификацию и далее согласовывают проект сертификата. Кроме сертификата каждый раз разрабатывается еще не менее важный технический документ под названием «Технические условия. Поставка на российский радиохимический завод ФГУП «ПО «Маяк». Этот документ также согласовывают наши специалисты.
В качестве одного из ярких примеров участия ПО «Маяк» в подготовительных работах можно назвать пилотный проект воздушной перевозки ОЯТ исследовательского реактора из Румынии. Особенностью данного проекта является то, что отработавшее ядерное топливо впервые перевозилось на самолете. При подготовке проекта было немало опасений и скептицизма по поводу возможности его реализации. Помимо многочисленных рабочих совещаний были организованы расширенные совещания по вопросам безопасности при аварийных ситуациях на воздушном судне. В итоге основные сомнения были сняты. Специалисты ПО «Маяк» принимали участие на всех стадиях и в решении практически всех вопросов, связанных с подготовкой проекта. Пришлось немало потрудиться, разрабатывая и согласовывая различные технические и разрешительные документы, проводя испытания. Мы полностью выполнили работы, связанные с приемом самолета в екатеринбургском аэропорту «Кольцово» и с перевозкой ОЯТ автомобильным транспортом до Озерска.
– Когда состоялась эта уникальная операция?
– Это было в июне 2009 года. Впервые в истории атомной отрасли в Россию по воздуху было переправлено 70 штук ОТВС типа С-36 (27 кг) в 18 ТУК-19, размещенных в шести ISO-контейнерах.
– При подготовке этого проекта специалистам ПО «Маяк» наверняка пришлось проводить какие-то новые для вас работы?
– В ходе подготовительных работ были разработаны и изготовлены большегрузные контейнеры типа ISO для перевозки ТУК-19 и оборудование для их раскрепления, проведены испытания контейнеров, в том числе по загрузке и погрузке в самолет. Все это делалось впервые, так же, как и сертификация транспортировки ТУК-19 в ISO-контейнере воздушным транспортом. Нам пришлось разработать схему передвижения автоколонны и все разрешительные документы на транспортировку ОЯТ автомобильным транспортом от аэропорта «Кольцово» до промплощадки ПО «Маяк». Кроме того, для этой транспортировки были куплены три специальных автомобильных тягача и полуприцепы к ним.
Автомобили оборудовали специальными средствами связи. Была проведена подготовка всех служб аэропорта «Кольцово» к приему самолета АН-124-100 с отработавшим ядерным топливом и перегрузке его на автотранспорт. В аэропорту «Кольцово» все это происходило тоже впервые.
– Из сказанного Вами выходит, что подготовительная часть, предшествующая непосредственно вывозу ОЯТ, требует значительного времени и усилий?
– Да, как правило, самые больше проблемы возникают на стадии подготовки документов, а не при решении конкретных технических задач по перевозке топлива. Все начинается с оформления сопроводительных документов. Для этого в страну поставщика ОЯТ направляется специалист ПО «Маяк». Необходимо отметить важность правильности оформления этих документов для соответствия требованиям российской таможни и постановки на учет и контроль делящихся материалов. Допущенные в документах ошибки могут создать большие проблемы при таможенной очистке, что при напряженном графике вывоза может привести к его срыву.
Для осуществления вывоза топлива исследовательских реакторов в рамках реализуемой международной программы выбраны два типа контейнеров – ТУК-19 и ТУК-SKODA VPVR/M, соответственно, российского и чешского производства. Для железнодорожной перевозки контейнеров ТУК-19, как правило, используются специализированные вагоны ТК-5. В то же время перевозка обоих типов контейнеров может осуществляться в стандартизированных ISO-контейнерах (по одному-трем ТУК-19 и одному-двум ТУК-SKODA VPVR/M), которые, в свою очередь, могут размещаться на железнодорожном, автомобильном, водном и воздушном транспорте. По прибытии в ПО «Маяк» и после таможенных процедур топливо выгружается из контейнеров и устанавливается под воду на временное хранение до переработки.
– Ваш комбинат перерабатывает различное отработавшее ядерное топливо. Существенно ли отличаются технологии переработки разных типов ОЯТ?
– Технология переработки почти всех типов ОЯТ исследовательских реакторов, за исключением топлива реактора «Памир» (Беларусь), одинакова и сводится к следующим основным операциям: механическое измельчение отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС); растворение полученных фрагментов топлива и конструкционного материала в азотной кислоте; экстракционная очистка урана от продуктов деления и плутония; получение урановой продукции; остекловывание ВАО в электропечи с получением стекломассы.
Далее урановая продукция возвращается в топливный цикл, а остеклованные высокоактивные отходы помещаются в хранилище на длительное хранение. Или, если это предусмотрено межправительственным соглашением, через 20 лет они будут возвращены в страну поставщика ОЯТ.
– Валерий Фридрихович, приходится слышать опасения «зеленых», что продолжающаяся в ПО «Маяк» переработка ОЯТ негативно влияет на окружающую среду…
– Как ни парадоксально это звучит, но каждый новый ввоз из-за рубежа на переработку отработавшего ядерного топлива улучшает экологическую обстановку в ПО «Маяк» и больших прилегающих территориях. Это происходит потому, что часть средств, полученных от переработки ОЯТ, направляется на специальные экологические программы. В настоящее время в ПО «Маяк» выполнены и выполняются четыре такие программы.
Во-первых, это работы по ликвидации объектов «наследия» первых лет существования атомной отрасли, которое включает промышленные водоемы-хранилища жидких радиоактивных отходов, неиспользуемые в производстве здания и сооружения, накопленные жидкие радиоактивные отходы, могильники твердых радиоактивных отходов, оставшиеся после программы наработки оружейных ядерных материалов. Наиболее проблемным является водоем В-9 (озеро Карачай), ликвидация акватории которого проводится с начала 1970-х годов. За это время закрыто более 80% площади водоема, что позволило локализовать до 95% его радиоактивности. В 2006-2008 годах часть средств, вырученных от переработки ОЯТ исследовательского реактора из Узбекистана, была направлена на закупку специальной защищенной техники, что ускорило проведение работ по консервации водоема В-9. К 2015 году водоем должен быть законсервирован. С помощью засыпки скальным грунтом и бетонными блоками акваторию закроют, а прилегающую территорию рекультивируют.
Во-вторых, выполнен проект «Развитие систем дозиметрического, радиометрического, спектрометрического контроля и программно-методических средств анализа и обработки данных». Приобретена и введена в эксплуатацию новейшая дозиметрическая, радиометрическая, спектрометрическая аппаратура. Модернизирована система радиационного контроля предприятия. Оборудованы рабочие места дозиметристов для оперативного контроля персонала, занятого выполнением реабилитационных мероприятий.
Третья программа включала в себя специальные мероприятия, которые были выполнены в период 2008-2010 годов на средства, полученные от переработки ОЯТ, ввезенного из Чехии. Это первоочередные практические меры по приведению территории грунтовых могильников твердых радиоактивных отходов радиохимического завода ПО «Маяк» в соответствие с действующими требованиями, создание инструментальных баз – для диагностики радиационных характеристик могильников и загрязненных территорий с целью выработки решений по их реабилитации, а также для оперативного радиационного мониторинга состояния загрязненных территорий, воздушного и водного бассейна в ходе работ по реабилитации.
Четвертая специальная экологическая программа направлена на решение проблемы переработки накопленных жидких отходов. Хранение большого количества жидких высокоактивных отходов в течение продолжительного времени несет серьезную потенциальную опасность. С созданием установок жидкие отходы будут переведены в формы, обеспечивающие безопасное долговременное контролируемое хранение. В рамках данной программы будут проведены работы по созданию участка специальных технологических трубопроводов между хранилищами высокоактивных отходов и производствами по их переработке.
Реализацию специальных экологических программ планируется проводить за счет средств от ввоза отработавшего ядерного топлива исследовательских реакторов Болгарии, Венгрии, Казахстана, Украины, Румынии, Ливии, Польши, Сербии, Германии, Беларуси, а также венгерской АЭС «Пакш».
Беседу вела Алена ЯКОВЛЕВА