Украина и Россия вплотную приблизились к началу строительства завода по производству ядерного топлива. Уже согласована структура и основные параметры финансово-экономической модели проекта. Ожидается, что в конце осени текущего года начнутся земельные работы на площадке будущего предприятия. О ходе реализации проекта в интервью "ЭнергоБизнесу" рассказал вице-президент топливной компании ТВЭЛ Василий КОНСТАНТИНОВ
— Василий Леонардович, когда можно ожидать начала строительства завода по фабрикации ядерного топлива в Украине?
— Это очень сложный инфраструктурный проект. В последние годы никто нигде такого не строил. Помимо этого, мы сталкиваемся в Украине со многими законодательными ограничениями, которые приходится преодолевать. Хотя в целом — путь понятен, нужно просто его пройти. Да, у нас возникают определенные трудности на каждом этапе, но в целом идет последовательная, конструктивная работа — и с нашей, и с украинской стороны.
Планируем в конце осени 2012 г. начать земельные работы — сооружение защитного ограждения, выравнивание площадки и др.
— Какое топливо будет производиться на совместном украинско-российском предприятии?
— В нашем конкурсном предложении заявлены обе технологии — производство и действующих ТВС, и усовершенствованного топлива ТВСА-12. Как только Государственная инспекция ядерного регулирования Украины примет решение о том, что ТВСА-12 можно эксплуатировать в промышленном режиме на украинских реакторах, мы сразу же будем готовы передавать эту технологию и производить ТВСА-12 непосредственно на совместном украинско-российском предприятии.
— Уже определена окончательная стоимость сооружения завода?
— Компания ТВЭЛ будет придерживаться своих конкурсных предложений по затратам, стоимости передаваемой технологии и поставляемой продукции — это мы точно обещаем. Но мы отвечаем только за ту часть, которую предлагаем — за стоимость технологии, оборудования, которые будут передаваться и поставляться на завод.
В конечном итоге, на совместном предприятии будет полный цикл изготовления ядерного топлива — от порошка диоксида урана до тепловыделяющих сборок. ТВЭЛ будет поставлять только циркониевые комплектующие и обогащенный уран.
Но как сделать, чтобы само строительство укладывалось в определенные рамки — это зависит и от украинской стороны, и от других факторов. Нужно учитывать, что предстоит 10% инвестиций направить на создание инфраструктурных объектов в пос. Смолино.
Появляются расходы, которыми начинает обрастать каждый реальный конкретный объект. Вопрос в том, как выдержать стоимость строительных работ. Это уже в большей степени задача украинской стороны.
Понятно, что все затраты войдут в конечную стоимость топливной сборки, поэтому это наш совместный интерес — и российской, и украинской стороны.
— Циркониевая продукция не входит в рамки деятельности завода?
— В Украине была большая программа создания собственного производства циркония, но она так и не реализована. В любом случае, ТВЭЛ должен обеспечить поставки циркониевых комплектующих, их качество и технические параметры. А это нелегко дается. Мы провели глубокую модернизацию нашего циркониевого производства, вложили колоссальные средства — около 2 млрд рублей. Если такое же производство будет создано в Украине, то сможем вместе обеспечить завод циркониевой продукцией.
— Согласована ли финансово-экономическая модель реализации проекта?
— Согласована ее структура и все основные параметры — что и когда мы получим, когда выйдем на рентабельность. Естественно, эта модель будет дополняться и адаптироваться по мере того, как будут поступать новые данные.
— А когда планируется выйти на рентабельность?
— Затраты на первую очередь предприятия приемлемые, основные из них — это стоимость нашей технологии, оборудования и строительных работ. Что касается второй очереди, то она будет более затратной, поскольку необходимо будет закупать на рынке общепромышленное оборудование.
Если рассматривать первую очередь отдельно, можно выйти на рентабельность через 5-7 лет после ее ввода в эксплуатацию — в начале 2020-х гг. Когда заработает вторая очередь, сроки рентабельности сдвинутся к 2025-2027 гг. Но это будет зависеть от условий финансирования, привлечения акционерного капитала, источников кредитования и других факторов.
— В общем объеме финансирования какими будут доли акционерного капитала и кредитных средств?
— На встрече генерального директора Росатома Сергея Кириенко и министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко было определено, что 30% финансирования от общей стоимости проекта составит капитал акционеров — как с украинской стороны, так и со стороны компании ТВЭЛ, остальные 70% — заемные средства.
На начальных этапах мы будем использовать акционерные средства, а потом, в соответствии с объемом работ и графиком, определять направления и объемы использования заемных средств. Сейчас сложно называть точные цифры, поскольку это динамично развивающийся процесс.
— Когда может начаться опытная эксплуатация на украинских АЭС топлива четвертого поколения для реакторов ВВЭР-1000, которое разрабатывает ТВЭЛ?
— Мы сейчас ведем переговоры об этом с НАЭК Энергоатом и готовим соответствующее предложение по цене.
Новые сборки отличаются пятилетним топливным циклом, в них увеличено количество урана — с 500 кг до 550 кг. Эти сборки по техническим характеристикам будут лучше, чем действующие ТВС. ТЭО эксплуатации усовершенствованного топлива ТВСА-12 уже завершено.
С технической точки зрения вопросов не возникает. Но мы должны показать Энергоатому экономические показатели, на основании которых он примет решение.
Кроме Украины, предлагаем такую же конструкцию сборок Болгарии для АЭС Козлодуй. Требования регуляторов примерно совпадают, и мы будем готовы лицензировать и эксплуатировать это топливо. Я считаю, что в Болгарии мы продвинулись несколько дальше, чем в Украине.
— ТВСА-12 будет дороже, чем действующие ТВС?
— Некорректно говорить, что топливная сборка будет дороже или дешевле. Сегодня у нас в контракте с НАЭК Энергоатом есть методика расчета цены, в основе которой лежат рыночные индикаторы по урану, обогащению и конверсии.
Учитывая, что в новой сборке на 50 кг урана больше, она априори будет дороже. Но количество сборок в перегрузке будет меньше. И если Украина перейдет на 18-месячный топливный цикл (что также позволяет топливо ТВСА-12), то периодичность перегрузок будет реже, возрастет коэффициент использования установленной мощности АЭС. Это экономический эффект, который получает станция. Здесь уместнее сравнивать стоимость киловатт-часа электроэнергии, вырабатываемой с использованием различных типов топлива.
— Недавно глава ГИЯРУ Елена Миколайчук заявила, что новое топливо сможет использоваться в Украине только после прохождения процедуры лицензирования в течение четырех лет. Согласится ли ТВЭЛ на такую длительную процедуру?
— Не вижу в этой длительной процедуре ничего плохого. Мы давно сотрудничаем с Украиной, и топливные сборки, которые поставляет ТВЭЛ, прошли все испытания, лицензирование.
Я считаю, что требования регулятора абсолютно обоснованны. Если требуется для лицензирования четыре года, значит, будем это делать. Но я уверен, что в ГИЯРУ работают специалисты такого уровня, которые могут в комплексе оценивать все без исключения факторы по безопасности нашего топлива, по его работе в различных режимах, могут принимать решение о сокращении сроков тестовых испытаний, и промышленные загрузки могут начаться раньше. Доказать, что мы можем быстрее пройти эти испытания — это уже наша задача вместе с НАЭК Энергоатом.
— Не усматриваете ли Вы противоречия в том, что производственные мощности ТВЭЛ в России не загружены на 100%, и при этом строится новый завод в Украине?
— Я не вижу здесь никаких проблем. У компании ТВЭЛ два предприятия — Новосибирский завод химконцентратов и Машиностроительный завод в Подмосковье. Мы организуем производство так, чтобы получить максимальный экономический эффект. В частности, производство таблеток ведется там, где это максимально экономически выгодно. К тому же каждое предприятие должно иметь резервные мощности.
Перенос части производства на украинский завод — совершенно осмысленное решение. Надеемся, что к тому времени появится значительное количество новых реакторов и в России, и за рубежом по нашей технологии. Коммерческие поставки топлива ТВС-Квадрат начнутся несколько позже, тем не менее, мы тоже к этому идем. Правильнее всего было бы синхронизировать загрузку украинского предприятия с вводом новых блоков.
Цель самой Украины — обеспечить топливом свои атомные энергоблоки. Экономика работы украинского завода по производству ядерного топлива должна складываться из загрузки всех действующих украинских блоков, а впоследствии Х3/Х4 и вновь построенных блоков.
Контракт между совместным предприятием и НАЭК Энергоатом планируем подписать до конца года. Этот документ будет важным аргументом, серьезной гарантией для банковских структур для получения кредитных средств.
— Как Вы оцениваете перспективы экспортного направления деятельности украинского завода?
— Я думаю, что экспорт с украинского завода начнется после того, как мы удовлетворим все внутренние потребности Украины. Дальше посмотрим, где будут строиться новые реакторы. Поставлять топливо на существующие реакторы, где уже есть долгосрочные контракты, достаточно сложно. Нужно также учитывать загрузку Новосибирского завода. В целом, этот вопрос нужно очень тщательно прорабатывать.
Мне кажется, если будут осуществляться экспортные поставки с украинского завода, их лучше начать под брендом ТВЭЛ. В этом случае завод будет выступать как наш субподрядчик. Кроме того, ТВЭЛ и украинский завод смогут выступить как два отдельных поставщика на европейских тендерах. Украина очень близка к Европе, поэтому европейские операторы могут быть заинтересованы в этих поставках.