Министерству промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области нет ещё и года. В августе 2013 года министерство возглавил Алексей Владимирович КЛИМОВ. Ангарск стал одной из первых точек на карте Приангарья, куда с визитом прибыл новый министр.
- Алексей Владимирович, с вашего первого визита в Ангарск прошло полгода. Вы в регионе человек новый, и всё же за это время сложилось какое-то впечатление о нашем городе, о его месте в ряду таких же промышленно значимых для региона городов, о его перспективах?
- Ангарск действительно один из наиболее развитых центров концентрации промышленности и экономики Приангарья.
Он входит в первую тройку городов-лидеров, это 8,2% в обороте промышленных предприятий Иркутской области. Лидер – Ангарская нефтехимическая компания – структурное подразделение “Роснефти”. АНХК – это порядка 10 млн. тонн переработки сырой нефти в год, 8 тысяч сотрудников (с учетом дочерних предприятий), крупнейший налогоплательщик области. Входит в десятку крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России.
Порядка 4,2% от всей российской переработки нефти. Сейчас на площадке нефтеперерабатывающего завода идёт реконструкция действующих и строительство новых производств.
Ангарский электролизный химический комбинат – предприятие, входящее в ГК “Росатом”. Современное производство, внедряющее новейшие технологии, умело использующее передовые достижения российской науки. АЭХК переживает сейчас непростой период в связи с неоднозначной ситуацией по сублиматному производству. Сегодня мы совместно с АЭХК проводим большую работу, чтобы организовать на промышленной площадке предприятия замещающие производства. В частности, есть несколько проектов, над которыми мы совместно работаем.
Это, например, производство высокочистого кварца – проект, реализуемый совместно с немецкой компанией, проект по переработке редкоземельных металлов. Пока оба проекта в стадии проработки. Одна из наших основных задач здесь – способствовать созданию наиболее благоприятных условий для современных высокотехнологичных предприятий, таковым как раз и является АЭХК.
Министерством совместно с АЭХК проведена встреча с представителями немецких инвесторов, на которой высказана просьба по осуществлению поиска на территории Иркутской области кварцевых месторождений. В связи с этим наше министерство совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области проводит оперативную работу по поиску месторождений.
Например, экологические грязные производства. Есть, например, один из проектов там же, на территории АЭХК, по производству корборуна. Мы с настороженностью рассматриваем этот проект, хотя он быстрореализуемый и позволяет создать новые рабочие места.
С точки зрения промышленной политики министерство рассматривает вопросы целесообразности места размещения того или иного производства.
Оцениваются несколько вещей: наличие у предприятий компетенции в той или иной сфере, наличие квалифицированных кадров, производственной площадки, обеспеченной энергетическими ресурсами, то есть с нормальными условиями входа. В этом плане именно с АЭХК у нас идёт очень хорошая кооперация. На предприятии действительно есть и свободная площадка, и высококвалифицированный потенциал, и опыт эксплуатации сложнейших технологий, например, в области химии фтора. Эти компетенции мы как раз и пытаемся использовать в свете создания новых замещающих производств. Конечно, наша задача - соблюдение действующего законодательства. В соответствии с ним до принятия решения о создании какого-либо производства необходимо пройти стандартные процедуры: оценить технико-экономическое обоснование, пройти экологическую экспертизу, общественные слушания. Если всё в порядке, мы не видим никаких проблем.
Все это присутствует на АЭХК, в связи с этим у нас происходит хорошая кооперация. На предприятии действительно есть свободная площадка, высококвалифицированный потенциал и опыт в освоении современных технологий производства.
- Интересно было бы узнать, как формируется в целом политика министерства и какое отношение оно имеет к развитию малого и среднего бизнеса. Для Ангарска этот вопрос крайне актуален.
- Начну с последней части вопроса.
Средний и малый бизнес - это важный элемент экономики Иркутской области. В настоящее время на уровне Иркутской области действует целевая программа развития малого и среднего бизнеса, администратором которой является Министерство экономического развития Иркутской области. Надо отметить, что малый и средний бизнес делятся на две части. Предприятия малого и среднего бизнеса в сфере оказания услуг и промышленные предприятия малого и среднего бизнеса.
В связи с этим наше министерство постоянно взаимодействует с Минэкономразвития Иркутской области. Сегодня существует достаточно серьёзная программа поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне. Естественно, Минэкономразвития, понимая всю важность привлечения федеральных средств для развития этой области предпринимательства, сделало всё возможное, чтобы действительно их привлечь.
Я считаю, что малый и средний бизнес - это одна из потенциальных точек роста экономики Иркутской области, которая позволит создавать рабочие места.
Помимо развития малого и среднего бизнеса нашим министерством поддерживаются инновационно активные предприятия, куда входят в том числе и предприятия малого и среднего бизнеса. Так что функции наши и Минэкономразвития тесно переплетены, сформирована и у двух министерств - абсолютно нормальная кооперация.
Нашим министерством совместно с Минэкономразвития прорабатываются все механизмы поддержки организаций, в том числе организаций малого и среднего бизнеса. В бюджете нашего министерства на следующий год предусмотрена финансовая поддержка предприятий, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса в пользу субсидирования процентных ставок по кредитам и лизингу.
Теперь о том, что касается формирования политики нашего министерства. Ведь нам предстоит решать главные задачи: обеспечение государственной поддержки предприятий Иркутской области, инновационной, научной и научно-технической деятельности. Координация вопросов логистики и энергообеспечения промышленных предприятий области, развитие промышленности, в том числе и лесопромышленного комплекса.
- То есть заявка о второй индустриализации региона – это и есть тот стимул, ради которого формируются принципиально новые подходы в работе министерства?
- Область должна развиваться по выбранному сценарию. Должно быть всё сбалансировано и работать в соответствии с планом. Нужно смотреть на энергетические возможности территории. Несмотря на то, что наша область является энергопрофицитной, существуют и энергодефицитные территории, например, Бодайбо. И это сдерживающий фактор для развития районов и Иркутской области в целом.
В целом по такой глобальной теме перед нами стоит много вопросов. Мы защитили достаточно неплохой бюджет на 2014 год. Приоритетные направления – поддержка науки и инноваций. Уровень инновационного развития Иркутской области достаточно низок по сравнению с другими территориями СФО. Вот это одна из задач – поднять в процентном отношении количество инновационных продуктов. Это всё можно сделать через научно-технические разработки.
Сейчас мы работаем с прикладными и научными институтами для того, чтобы осуществить отбор и поиск научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов. Проекты ищем уже в финальной стадии, близкие к завершению.
То есть то, что можно применить и эффективно использовать непосредственно в промышленности в ближайшие несколько лет.
Второе направление – лесопромышленный комплекс. Иркутская область занимает ведущее место по РФ по лесозаготовке – это более 26 млн. кубов древесины в год. Но поступления в областной бюджет от этого вида деятельности крайне малы. Наша задача в том, чтобы перейти к интенсивному лесопользованию и увеличить процент полезного использования древесины. Одной из наиболее важных задач является утилизация или переработка отходов от лесозаготовки и лесопереработки, а также реализация инвестиционных проектов, направленных на глубокую переработку древесины.
Я говорю о серьёзных инвесторах – крупных и средних и о лесопереработчиках, которые производят продукцию высокого качества. Есть, кстати, один проект, который сейчас претендует на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов РФ. Он в стадии доработки, надеемся, в скором времени пойдёт в реализацию.
- Формирование основных принципов промышленной политики – это директива, спущенная сверху, или глубокое понимание, каким путём следует двигаться?
- Мы сейчас как раз приступили к тому, чтобы понять, что и как нам нужно сделать. Формируем реестр промышленных предприятий области.
Проводим консультации с научным сообществом, чтобы внедрить как можно больше инновационных разработок, а они действительное есть. Сейчас идут разговоры о создании инжиниринговых центров. В частности, мы с корпорацией РосНАНО ведём переговоры о создании инжинирингового центра на базе одного из наших НИИ.
Все озвученные аспекты – части концепции развития промышленности Иркутской области. Ее формирование мы обозначили как одну из главных задач для министерства. Задача в том, чтобы создать стратегию развития промышленности лет на 10-15 и программу развития промышленности на ближайшие три года. Это то, что предстоит сделать.