16 мая 2019 года на базе судоремонтного завода (СРЗ) «Нерпа» (г. Снежногорск Мурманской области) состоялся технический тур в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период 2016-2020 годов и на период до 2030 года», при котором состоялись посещение объектов утилизации атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь» и плавтехбазы (ПТБ) «Лепсе», а также круглый стол по данной тематике.
На вопросы присутствующих ответил Аркадий Оганян, директор филиала «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звездочка».
- Аркадий Алексеевич, какие задачи, по Вашему мнению, являются наиболее трудными в процессе утилизации атомных подводных лодок (АПЛ) и судов атомного технологического обслуживания (АТО) для вашего завода? Как вы их решаете?
- По утилизации АПЛ в настоящее время принципиальных технически сложных вопросов нет. Когда первый раз проводились работы по утилизации АПЛ, или, как сейчас, когда впервые выполняем утилизацию ПТБ «Лепсе», сложности возникали. Теперь, когда накоплен огромный опыт понятно, нужно работать.
Когда мы начинали работать по проекту выгрузки оборудования АППУ из атомного ледокола «Сибирь», то при этом возникали технические вопросы, например, по выгрузке блоков биологической защиты, которые были решены при помощи специалистов ФГУП «Атомфлот», которые занимались эксплуатацией ледокола. С утилизацией ледокола «Арктика» дело должно пойти проще, т.к. теперь мы знаем, как решать связанные с этим технические проблемы.
- В чем заключается комплексность созданной вами системы утилизации?
- Комплексность состоит в том, что на всех этапах работы, с момента прихода к нам судна и до конечного этапа – получения блок-упаковки или реакторного отсека – выполняется полный комплекс работ с выполнением всех необходимых технологических операций, в т.ч. по обращению с радиоактивными отходами, начиная от выгрузки ОЯТ, разделки носовой и кормовой оконечностей, формирование реакторных отсеков (РО) с изготовлением и монтажем несущих и защитных конструкций.
- Каковы планы СРЗ «Нерпа» по развитию данного направления? Планируются ли новые большие заказы в ближайшее время?
- Мы можем одновременно вести утилизацию четырех АПЛ. В то же время основная задача СРЗ «Нерпа» – это, как следует из названия, судоремонт, а утилизация – это второе направление, которое возникло в 1990-е годы, когда не было загрузки по судоремонту. В те времена, когда не было загрузки по судоремонту и АПЛ выводились из эксплуатации в большом количестве, в отдельные моменты проводилась утилизация до шести АПЛ. Теперь эта программа завершилась, и утилизироваться будут отдельные АПЛ в плановом порядке после окончания их установленного срока эксплуатации, выведенные из боевого состава флота.
Также в настоящее время при поддержке Еврокомиссии рассматривается возможность реализации проекта по утилизации затопленных АПЛ. Ранее, в советские времена, не было ясности, что делать с этими АПЛ, в том числе, и с аварийными реакторами, поэтому принимались решения об их затоплении. Сегодня, когда стал ясен вопрос о том, как извлекать из них топливо, следует решить этот вопрос, исходя в первую очередь из соображений экологии. Мы уведомили наших иностранных партнёров о том, что инфраструктура СРЗ «Нерпа» на 100% готова к выполнению этих задач. Сейчас с Росатомом прорабатывается вопрос о продолжении эксплуатации защитного укрытия, построенного для работы на ПТБ «Лепсе», для последующего участия в этом проекте.
СРЗ «Нерпа» на Кольском полуострове считается единственным предприятием, способным выполнить весь необходимый объем работ, начиная с поставки к нам судна, заканчивая передачей реакторных отсеков и блок-упаковок в губу Сайда либо плавдоком «Паллада», либо судном Атомфлота «Итарус».
- Отработана ли технология подъёма затопленных блоков?
- Пока такая технология не отработана, сейчас этим вопросом занимается Еврокомиссия, которая распределяет необходимые работы между государствами, участвующими в проекте. Так, решением вопроса о подъёме АПЛ будет заниматься Франция. Сейчас рассматривается шесть первых объектов, в том числе АПЛ К-27, затопленная в районе Новой Земли на глубине порядка 30 метров.
Существуют и более сложные объекты, например, АПЛ К-159, в своё время затонувшая в процессе транспортировки на глубине более 100 метров. Но она также вошла в перечень из этих шести объектов, которые рассматриваются в первую очередь как наиболее опасные. Заседание комиссии по выбору конкретных объектов состоится в Москве в сентябре 2019 года.
Фото: фцп-ярб.2030.рф