В первом квартале 2020 года выходит в свет 100-й юбилейный выпуск научно-информационного журнала по радиационной безопасности «АНРИ» – профессионального отраслевого издания, посвященного вопросам практического радиационного контроля и радиационной безопасности.
Специально для наших читателей редакция портала «Атомная энергия 2.0» представляет интервью с главным редактором журнала «АНРИ» Александром Мартынюком, который бессменно руководит изданием с 1994 года.
Александр Николаевич Мартынюк – директор по развитию научно-производственного предприятия «Доза», закончил МИФИ по специальности «инженер-физик», более 10 лет проработал во ФГУП «ВНИИФТРИ». С 2012 г. по 2016 г. был генеральным директором НПП «Доза». Автор разнообразных научных публикаций, имеет большой опыт научного редактирования статей и монографий.
- Уважаемый Александр Николаевич, помимо вашей основной работы директора по развитию научно-производственного предприятия «Доза», вы с 1994 года являетесь бессменным главным редактором научно-информационного журнала «АНРИ». Расскажите, пожалуйста, с чего начинался журнал и какие мечты и устремления вашего коллектива в него были заложены?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить ситуацию начала девяностых. После чернобыльской катастрофы на фоне радиофобии каждое ведомство считало своим долгом контролировать содержание радионуклидов: минсельхозпрод – в удобрениях и почве, хлебинспекции – в муке, минлесхоз – в древесине, водоканалы – в воде, санэпиднадзор – всюду, где только возможно, и это далеко не весь список. Кроме того, появилось множество частных лабораторий радиационного контроля, которые зарабатывали на услугах по радиационным обследованиям. Было очевидно, что специалистов для таких измерений катастрофически не хватает, поскольку раньше в стране никто их подготовкой не занимался, к тому же отсутствовали методики и приборы.
Мы – сотрудники НПП «Доза» – начали проводить курсы обучения радиационному контролю, и на них съезжалось порой больше ста человек. Скоро стало понятно, что одними курсами задачу не решить, необходим более массовый канал распространения знаний. Так появилась идея создания журнала, который был бы полностью посвящен вопросам радиационного контроля. На одном из совещаний в «Дозе» было принято решение о начале выпуска собственного научного журнала. Я предложил назвать его «Беккерель», но большей части понравилось другое название – «АНРИ». Кстати, идея сделать из этого названия аббревиатуру «Аппаратура и Новости Радиационных Измерений» родилась у меня гораздо позже. В общем, поскольку я всю свою жизнь был главным редактором разнообразных стенных газет, то меня и выбрали единогласно главредом. Я не сопротивлялся – это было очень интересно. Насколько я знаю, «АНРИ» стал первым в России частным периодическим изданием научной направленности.
Должен сказать, что мы угадали с журналом – он имел большой успех, и очень скоро вокруг него сформировался широкий круг авторов, имеющих большой опыт практических измерений. Многие из этих авторов сотрудничают с журналом до сих пор.
- Каковы основные тематические направления журнала сегодня? Как они изменялись со временем и новым опытом? Можно ли сказать, что вокруг журнала «АНРИ» сегодня сформирована научная школа современного приборостроения и дозиметрии?
- Конечно, со временем журнал, как и вся наша жизнь, существенно изменился. В начале 2000-х годов «АНРИ» был включен в перечень ВАК (перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук). Журнал стал рецензируемым и более строгим, в нем появились работы по радиационной безопасности. Больше стало узконаправленных научных статей, меньше работ практического характера, обзоров и полемических материалов. На мой взгляд, это скорее минус, поскольку я по-прежнему самой важной задачей журнала считаю обмен опытом и распространение знаний о практике радиационных измерений – приборах, методах измерений и подготовки проб, метрологии, программных продуктах и т.д. Таких статей сейчас стало меньше, и мы особенно их ценим.
В то же время, журналу удалось сохранить свое лицо и свою специфику, а также добиться успехов в новых направлениях. Нас поддерживает и считает своим Госкорпорация «Росатом», мы однозначно являемся в России журналом №1 по радоновой тематике и дозиметрии, сотрудничаем со многими производителями приборов в РФ и странах СНГ. В «АНРИ» много публикаций по внутреннему облучению, спектрометрии, радиационным рискам. Самое же главное – нам удалось стать центром кристаллизации знаний в некоторых направлениях, объединить ученых с разными взглядами.
- Какие задачи выполняет журнал «АНРИ» для вашего предприятия сейчас? Насколько подробно научная база «Дозы», перспективные исследования и разработки компании представлены в журнале?
- С самого первого выпуска «АНРИ» было понятно, что с точки зрения финансов это скорее социальный проект – издание научного журнала является делом убыточным. Если, разумеется, не учитывать возросшую репутацию компании «Доза», что прекрасно понимает руководство предприятия, поддерживая выпуск журнала. Хотя мы, конечно, используем трибуну «АНРИ» для рассказа о своих новых разработках, но, во-первых, объем таких материалов совсем невелик (за что мне даже приходится критиковать наших разработчиков), а, во-вторых, он не носит рекламный характер и сопровождается серьезным анализом тех или иных методов измерений. И, разумеется, мы не используем журнал для недобросовестной конкуренции и предоставляем свои страницы для всех производителей.
- Существуют ли у вашего журнала серьезные вызовы, которые вы хотите преодолеть? Как вы собираетесь это сделать?
- Есть задача, которую ставит перед собой редакция любого амбициозного научного журнала – приобрести международный статус, для чего необходимо попасть в международную реферативную базу SCOPUS или Web of Science. Это очень непростая задача, которая потребует серьезных усилий и дополнительных расходов, расширения редколлегии и привлечения зарубежных авторов, но мы планируем в течение двух лет решить ее и перейти на качественно новый уровень научного издания.
- Расскажите, пожалуйста, про выходящий в ближайшем будущем 100-й юбилейный номер журнала «АНРИ» и специальное бесплатное приложение к журналу под названием «БЕККЕРЕЛЬ». Как возникла эта идея и что будет в приложении?
- В конце этого года исполняется 25 лет с даты выпуска первого номера «АНРИ», а в первом квартале следующего года будет отмечаться выход 100-го номера журнала. К этому событию мы готовим специальное приложение под названием «Беккерель» (раз уж мне не дали так назвать журнал, отыграюсь хотя бы на приложении). В нем не будет ни одной научной статьи, но, в то же время, все материалы так или иначе будут связаны с радиацией. Наши авторы – люди творческие, и часто им не хватает для самовыражения научных рамок. Так появляются произведения другой направленности – истории, стихи, байки… Некоторые из них мы публиковали в свое время в «АНРИ», но с форматом ВАКовского журнала это не слишком сочетается, и пришлось закрыть это направление, о чем я очень сожалею.
Теперь же мы решили воспользоваться случаем и сделать целый выпуск, состоящий из таких литературных экзерсисов – как публиковавшихся ранее, так и новых, присланных нам в редакцию. В приложении будет 4 раздела – «Радиоактивные истории», «Чернобыльский след», «Радиационные были и небылицы» и «Полный распад». На мой взгляд, получилось очень интересно, местами забавно, и я надеюсь, что это приложение повысит интерес как к журналу «АНРИ», так и к радиационным измерениям.
- Что вы хотели бы сказать напрямую вашим читателям? И, также, почему стоит и далее читать и подписываться на ваш журнал?
- Друзья! Читайте наш журнал – и вы всегда будете в курсе событий, происходящих в мире радиационного контроля и радиационной безопасности. Вы из первых рук получите информацию о новых приборах и новых методиках, новых нормативных документах и результатах последних исследований. Учитесь и развивайтесь вместе с «АНРИ» – ведь пока человек учится, он молод!
- Спасибо большое за откровенный разговор. Поздравляем с юбилеем и желаем многих лет процветания журналу.