Создание цифрового предприятия – общепризнанный мировой тренд. В той или иной степени компании внедряют технологии интернета вещей, искусственного интеллекта, дополненной реальности. Горная промышленность – не исключение: добыча полезных ископаемых становится умной. Как устроен «цифровой мозг» уранодобычи, какие именно направления развивает Урановый холдинг «АРМЗ» и чего ожидает от перехода «на цифру» – в беседе с IT- директором АО «Атомредметзолото» Вячеславом Галактионовым.
- Росатом разработал единую цифровую стратегию. Расскажите, на что она ориентирована, и как АРМЗ инкорпорирует эти задачи в уранодобычу?
В Росатоме утверждена актуализированная версия Единой Цифровой Стратегии 3.0, которая закрепила лидирующую роль Госкорпорации в реализации Национальной Программы «Цифровая Экономика РФ», ответственность за две важнейшие дорожные карты Программы – «Квантовые вычисления» и «Новые производственные технологии». Особое внимание в уделено развитию сквозных цифровых технологий, включая искусственный интеллект. Три ключевых приоритета Стратегии неизменны – участие в цифровизации России, внутренняя цифровизация и цифровые продукты.
Стратегия обязывает нас оптимизировать процессы, разрабатывать и внедрять инновационные технологии, обучать персонал, формировать высокую цифровую культуру и новое поколение специалистов.
Переход на цифру мы в первую очередь связываем со снижением себестоимости конечной продукции: все, что мы делаем в отношении цифровизации, должно в итоге работать на экономику. Повышение безопасности производства и сотрудников, оперативный анализ больших баз данных, сокращение сроков протекания процессов, начиная от электронного согласования документов и заканчивая эксплуатацией месторождения – также первостепенные для нас задачи.
- Каким образом мы намерены эти задачи решать?
Отмечу, что разрабатывать и внедрять «умные» технологии мы начали довольно давно. Еще несколько лет назад мы построили цифровые модели рудных тел на предприятиях дивизиона. Это меры, продиктованные временем и уровнем технологического развития.
Сегодня мы скорректировали работу по цифровизации, привели ее в соответствие с задачами стратегии Росатома и нацпроекта «Цифровая экономика» и утвердили дивизиональную программу с горизонтом исполнения до 2030 года. Можно выделить 5 основных направлений – это: цифровизация основных процессов и корпоративных функций, модернизация ИТ-архитектуры и инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности, импортозамещение, развитие цифровых компетенций.
Однако цифровая трансформация невозможна без изменений «в головах» и сознании специалистов, которым предстоит работать на новой цифровой платформе. Мы разработали вертикаль компетенций, сформировали блок, отвечающий за реализацию поставленных задач, укомплектовали команды. На базе управляющей компании сформирован центр по обучению и консультации специалистов дивизиона.
- Как выстроенная система работает на конкретном примере?
В ноябре прошлого года мы сдали в промышленную эксплуатацию первый в России «Умный полигон» подземного выщелачивания урана на базе
АО «Хиагда» в республике Бурятия. Что дает нам «Умный полигон»? Оценку геологической обстановки и подземного движения растворов – благодаря датчикам мы видим это в режиме онлайн на мониторах. Оптимизацию процессов закачки и откачки, контроль работы оборудования – система обрабатывает большой массив данных, анализирует и сообщает о проблеме диспетчеру, благодаря чему последний оперативно принимает решение. Система осуществляет также оценку и прогноз затрат добычного комплекса – если поменять ту ли иную величину, она пересчитает затраты, а мы сможем «взвесить» перспективы предлагаемого решения.
Создание ИТ-ландшафта и инфраструктуры под «Умный полигон» можно выделить в отдельный проект. Пожалуй это одна из самых сложных и с технической и финансовой точек зрения задач. Полигон расположен в зоне вечной мерзлоты, за сотни километров от крупных городов, где об Интернете раньше никто и не мечтал. Вопреки обстоятельствам совместно с нашим партнером АО «Ростелеком» мы протянули более 200 километров оптоволокна, обеспечили интернетом производственные площадки, установили датчики, специальное программное обеспечение. Кстати, благодаря этой работе интернет появился и в населенных пунктах Баунтовского эвенкийского района.
- А что с компетенциями?
Главный кадровый резерв – это наши специалисты. Чтобы восполнить дефицит по узким специальностям – инженеры КИПиА, аналитики данных, системные интеграторы – мы будем обучать и переучивать своих сотрудников. Это позволит людям сохранить рабочие места и остаться востребованными на производстве.
- Как цифровизация решает проблемы безопасности?
– Расскажу на примере «умных касок». В 2019 году Госкорпорация вступила в движение Vision Zero — “Нулевой травматизм”. Урановый холдинг одним из первых в России реализовал проект «Умные каски» на «Хиагде». Это система позиционирования персонала, которая позволяет удаленно контролировать соблюдение техники безопасности, наблюдать за состоянием и передвижением сотрудников и тем самым способствует повышению безопасности на производстве. Первые 150 касок надели сотрудники предприятия АО «Хиагда», следующую партию закупим для АО «Далур».
- А как обстоят дела с цифровизацией на ППГХО?
Там мы уже внедрили систему автоматизированного планирования, проектирования и сопровождения горных работ «MineFrame», разработанную для нас специалистами Кольского научного центра РАН. В базе данных «MineFrame» реализована трехмерная модель-карта всего рудного поля, которая несёт информацию о пространственном расположении подземных горных выработок, рудных тел и т.д., что помогает лучше планировать и проводить горные работы. При этом полный переход «на цифру» (проект «Умная шахта») будет возможен, только когда ручной труд будет заменен промышленной роботизацией.
Оцифровка рудных тел и подземной инфраструктуры – задачи, которые уже решаются, в том числе для Рудника №6, который сегодня АРМЗ строит в Краснокаменске.
- Расскажите о перспективных проектах.
«Умный полигон» – лишь начало. «Умный карьер», «Умная шахта» – сегодня мы работаем над тем, чтобы элементы интеллектуального управления появились на всех типах промышленных объектов холдинга и объединились на Цифровой платформе жизненного цикла добычи твердых полезных ископаемых «Умный рудник».
В 2022 году начнутся работы по проекту «Умный карьер». Открытым способом мы добываем уголь на разрезе «Уртуйский» в Забайкальском крае. Большим шагом станет оцифровка логистической системы, которая с помощью IT-технологий позволит получать информацию о всех транспортных средствах в режиме реального времени, определять слабые точки и оперативно вносить корректировки в производственный цикл.
Еще один проект – BIM-моделирование (информационное моделирование зданий и сооружений). Цифровая составляющая производства должна начинаться на этапе проектирования – это позволит сделать предприятие еще более эффективным и конкурентоспособным. На проектах «Павловское» и «месторождение «Вершинное» наш проектный институт “ВНИПРОМтехнологии” успешно продемонстрировал возможности и преимущества проектирования по технологии BIM.
- Как в эту работу встраивается импортозамещение?
Напрямую. Со следующего года мы начнем переход на отечественную телефонию и отечественный софт, будем устанавливать программное обеспечение российского производства на ПК сотрудников управляющей и дочерних компаний. Кроме того, с помощью автоматизированной системы управления «Тонкий клиент» мы уберем все данные и программы на сервер центра обработки данных и будем контролировать возможные поломки централизованно.
- Вячеслав Анатольевич, все идет к созданию «Цифрового двойника» добычного производства. Когда мы сможем объявить об этом достижении?
– Созданная нами система «Умный полигон» очень близка к модному термину. В целом мы можем сказать, что достигли успеха, повысив эффективность добычи урана за счет цифровых технологий.
- Подведем итог. Насколько холдинг интегрирован в цифровую трансформацию Ростоама.
Программа цифровизации дивизиона признана в числе лучших и наиболее соответствующих единой цифровой стратегии Росатома. Внедрение современных технологий – драйвер роста, залог качества и конкурентоспособности. Все это способствует трансформации отрасли, выходу на новый качественный уровень, который позволит Госкорпорации и дальше сохранять лидерство и конкурентоспособность на рынке атомных технологий.