Пандемия коронавируса, прошедшая по миру, внесла свои коррективы почти во все сферы жизни людей. В речи появилось новое слово «самоизоляция», а одним из главных мировых трендов стала работа на «удаленке». Последняя тенденция особенно остро затронула ядерное образование. С возникающими вызовами специалисты Технической академии Росатома справлялись в ускоренном темпе. Спасительным кругом стало создание «виртуального класса». О том, как происходил перенос образовательного процесса в онлайн-измерение и насколько эта технология оправдывает себя сегодня рассказывает заведующий кафедрой «Информационная безопасность» Института глобальной ядерной безопасности Лев Игоревич Николаев.
– Лев Игоревич, что такое «виртуальный класс»?
– С точки зрения пользователя, виртуальный класс – это особая страничка в браузере, на которой у пользователя есть свой рабочий стол, где он может выполнять определенные задачи. С точки зрения преподавателя, класс – это способ видеть, что делает каждый ученик, моментально подключаться и помогать. А для меня как для разработчика это сложная смесь контейнеров, сетей, современных технологий хранения данных и прочей веселой автоматизации (смеется).
– Какие отраслевые задачи решает виртуальный класс?
– Когда в период пандемии мы изолировались по домам, то процесс образования превратился в удаленный. Удаленно удобно рассказывать какие-то вещи, которые не требуют демонстрации за компьютером и не обязывают преподавателя постоянно контролировать действия ученика. Но у нашей кафедры именно такие задачи: вопросы IT-обучения требуют постоянных практических занятий, поэтому ряд курсов на 70–80 процентов состоит из практики. И тут возникает вопрос: а как проводить обучение по Astra Linux или по LibreOffice, когда преподаватель не может сесть за компьютер ученика?
В итоге, мы разработали виртуальный класс, который, во-первых, обеспечивает слушателю стандартизованное рабочее место, где все практические задачи точно будут работать. Во-вторых, класс дает возможность преподавателю быстро и удобно видеть, что происходит у ученика на экране, а при необходимости подключаться к ученику и помогать ему. Это сильно меняет эффективность работы преподавателя, поскольку можно брать «на борт» большие группы обучаемых, но для этого от преподавателя требуется определенная подготовка.
– Сколько специалистов уже успели обучиться в виртуальном классе?
– В прошлом году, в декабре, у нас одновременно обучалось 68 человек – все удаленно. Это было удивительное ощущение. Если быть более точным — кафедра пропускает порядка 1000 человек в год, а класс используется примерно для половины слушателей, иногда больше. В основном мы обучаем IT-специалистов и специалистов в области информационной безопасности. За время применения класс уже успел стать визитной карточкой кафедры. Для многих слушателей, которые осваивали у нас другие курсы, фраза «виртуальный класс» ассоциируется с удобным способом взаимодействия.
– Расскажите о Вашей команде, которая участвовала в работе над проектом.
– Целью проекта было не только создание виртуального класса. Нужно было тестировать его в соответствии с разными сценариями. И вот тут отлично проявил себя мой коллега Мартин Минасян. Он использует возможности виртуального класса не только как преподаватель, но и как весьма требовательный тестировщик. Еще один человек в нашей команде — Павел Лиман тоже очень активно применяет класс в своей преподавательской деятельности, и от него тоже есть ценная и полезная обратная связь. Отдельно хочу сказать спасибо директору ИГЯБФЗ Егору Бологову. Первые запуски проекта происходили, когда он был заведующим кафедрой «Информационная безопасность», и именно он принимал решение, что этой новой технологии можно довериться.
– Каким Вы видите будущее виртуального класса?
– Сложно сказать, поскольку для нашей кафедры виртуальный класс – это, по сути, прикладной инструмент. Какое будущее у газовой трубы или у водопровода – это просто часть твоей повседневной жизни. Но есть, конечно, главная проблема – у нас пока мало ресурсов. Сейчас, благодаря инвестиционной программе, мы надеемся предлагать виртуальный класс не только для слушателей нашей кафедры, но и других подразделений академии и для организаций отрасли.
А большим серьезным проектом будущего может стать создание виртуального компьютерного класса на каждой станции, чтобы сотрудники Концерна «Росэнергоатом» могли, находясь у себя в УТП, обучаться в Технической академии виртуально. Чтобы в каждом учебно-тренировочном пункте АЭС была такая «Аудитория Техакадемии», внутри которой ты попадаешь в современную образовательную онлайн-среду.