Кадры решают всё и даже больше – эта фраза не теряет актуальности со временем. Недавно в Точке кипения говорили о создании Международного научно-образовательного центра атомных и смежных технологий в Обнинске (МНОЦ АТ). Причем, чтобы получить высококлассных специалистов на предприятиях, начинать их обучение надо со школьной скамьи, а затем продолжать в вузах. Своими идеями по этому вопросу с собравшимися поделился генеральный директор Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского (АО «ГНЦ РФ – ФЭИ») Андрей Лебезов.
Иностранные студенты помогут в продвижении российской продукции
Эта сессия – репетиция перед июньской, где примет участие глава Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв. Ведь планы на будущее у атомной отрасли амбициозные – пятая часть рынка ядерного образования должна отойти «Росатому». Но на кого делать ставку на российских или иностранных студентов? – задавали вопрос собравшиеся.
Генеральный директор Физико-энергетического института Андрей Лебезов уверен, что кадры для своих предприятий надо воспитывать. ФЭИ с Обнинским институтом атомной энергетики (ИАТЭ) в этом вопросе давно идут рука об руку. Сотрудничество налажено взаимовыгодное – студентам всегда есть, где проходить практику, а предприятие может отобрать и привлечь на работу лучших молодых специалистов. Распространение российской научной школы за рубеж тоже может дать свои плоды.
– Когда иностранные студенты окунутся с головой в эту школу, они, возвращаясь в свои страны, будут продвигать наши идеи, в том числе в области ядерно-энергетических технологий, – уверен Лебезов. – И нам тогда будет намного проще реализовывать свои готовые продукты, начиная от образовательных программ по подготовке кадров и заканчивая исследовательскими установками.
В ФЭИ готовы обучать студентов на своих установках
Учитывая опыт многолетнего сотрудничества ИАТЭ, Технической академии Росатома, ФЭИ, по мнению Андрея Лебезова, взаимодействие необходимо вывести на новый, более высокий уровень:
- сформировать учебно-научные лаборатории, которые будут размещены на разных площадках – как на площадке ФЭИ, так и площадках ИАТЭ и Технической академии Росатома;
- максимально задействовать инфраструктурный и кадрово-педагогический потенциал наших организаций.
Всё это, конечно, требует вложений и времени. Ведь на создание реакторной установки нового типа уходят десятилетия. Решить эту проблему, по его словам, достаточно просто. Надо проанализировать, какие направления будут востребованы в ближайшем будущем, и сделать ставку на них, а до этого максимально использовать имеющуюся экспериментальную базу.
Физико-энергетический институт обладает целым набором уникального оборудования и экспериментальных установок, достаточно вспомнить те же быстрые физические стенды (БФС-1 и БФС-2). Они были построены в 60-х годах прошлого века. Здесь, как конструктор, собирают модели будущих реакторов и изучают их «поведение», в том числе безопасность и надежность принимаемых проектных решений. Не так давно «начинку» стендов БФС модернизировали, теперь это уникальный современный инструмент для моделирования перспективных реакторов нового типа.
Но как «увязать» закрытость предприятий и желание заказчика отслеживать процесс? В ФЭИ решили показывать всё онлайн, создав, по сути, цифрового двойника экспериментальной установки, получающего данные с реального эксперимента. И клиенты будут довольны, и, что не менее важно, исключается чье-либо вмешательство в ход проведения эксперимента.
Чтобы вырастить талантливого молодого специалиста, обучать студентов должны практикующие эксперты. И сотрудники Физико-энергетического института готовы включиться в этот процесс – полезный как студентам, так и самим преподавателям.
Радиофармпрепараты и атомные станции малой мощности – задача номер один
Но самое главное – какие направления надо продвигать вперёд? Одно из них, как ни странно, радиофармпрепараты. Российские атомщики в последние годы серьёзно продвинулись в этом вопросе, но наша страна до сих пор поставляет преимущественно сырьё, а основной процент добавленной стоимости приходится на высокотехнологичные переделы и готовый продукт.
Мы занимаем более половины мирового рынка актиния. ФЭИ разработал новый способ производства актиния – фото-ядерный, и сегодня нужны специалисты, которые помогут расширить номенклатуру производимой изотопной продукции, востребованной на мировом рынке, уверен Андрей Александрович.
Ещё одна перспективная область – атомные станции малой мощности. В этом вопросе конкуренция среди ядерных держав очень высокая: российским атомщикам буквально наступают на пятки, поэтому надо сделать рывок, чтобы возглавить процесс.
— Сегодня уже прорабатывается вопрос сооружения на площадке ФЭИ новых исследовательских реакторов в рамках стратегии развития атомных станций малой мощности, – не стал скрывать Андрей Лебезов. – Если это будет реализовано, то появятся экспериментальные установки, с использованием которых можно готовить персонал, обладающий уникальными навыками для работы на вновь сооружаемых станциях. Тем более такой опыт в ФЭИ уже был много лет назад: по аналогии обнинские атомщики готовили персонал для атомных подводных лодок.
Надо лишь мечтать
Кроме этого, руководитель ФЭИ подчеркнул, что сейчас нельзя отказываться и от фундаментальных исследований, которые не приносят финансовую выгоду сразу, но определяют завтрашний день:
– Без наших учёных и их фантастических идей не будет высокотехнологичного будущего. Много лет назад идею о сотовом телефоне многие считали нереализуемой, а сегодня мы не можем представить жизнь без смартфона. В ФЭИ такие факты тоже есть, ведь то, что «намечтали» отцы-основатели института и их последователи, продолжает воплощаться в жизнь до сих пор. Поэтому и идеи по созданию Международного научно-образовательного центра атомных и смежных технологий, который сегодня кажется чем-то далёким, завтра может стать реальностью, в которой ФЭИ займёт своё важное место.