Европа, несмотря на мировой финансовый кризис, согласна продолжать оказание помощи России в ликвидации радиационной угрозы. И в первую очередь будет продолжено финансирование проектов по чистке старых ядерных свалок на территории Мурманской области.
Об этом заявили в Санкт-Петербурге представители Европейского банка реконструкции и развития, а так же дипломаты из Норвегии, Швеции и Великобритании. Эта встреча была организована международной экологической организацией «Беллона» и была посвящена нерешенных проблемам при обращении с отработавшим ядерным топливом. Эта осень в Петербурге затяжная. Снег еще ни разу не выпадал. Температура - плюс 12. На Малой Садовой у сирени снова начали распускаться листья. На улицах удивительно чисто - доблестные гастарбайтеры джавшаны и равшуты, несмотря на проливной дождь, метут улицы. В это унылое ненастье в Питер съехались специалисты по свалкам. Не простым - ядерным.
Ученые, экологи, банкиры, специалисты Росатома. Вопрос, который был поднят, весьма актуален: что нужно сделать, чтобы как можно скорее избавиться от наследия советских времен - радиационно-опасных хранилищ, в которых находится отработавшее ядерное топливо, выгруженное с подводных лодок и реакторов атомных электростанций.
Нильс Бёммер, руководитель российских проектов норвежской экологической организации «Беллона», стал известен в России 15 лет назад, после того, как опубликовал ставший скандальным доклад о радиационном загрязнении Кольского полуострова. Его отчет изобиловал детальными данными о подводных лодках, и именно после этой публикации общественность узнала, что такое Андреева губа.
Свалка радиоактивных отходов, заброшенное хранилище ядерного топлива, атомная бомба замедленного действия - всего-то в ста километрах от Мурманска. И сегодня Нильс Бёммер заверяет - работы по очистке Андревой губы ведутся, но очень медленно.
Эколог опасается, как бы Россия не сократила финансирование работ, сославшись на кризис. А в том, что Европа не бросит, он не сомневается.
Ядерное судно «Лепсе» и свалка в Андреевой губе - это приоритеты. Экологические проекты, уверен норвежский эколог, только помогут выбраться нам из кризиса.
Спокойствие сохраняют и представители Европейского банка реконструкции и развития. Никакого сокращения финансирования не будет. Сегодня в европейской копилке, предназначенной для ликвидации радиационной угрозы, хранится 150 миллионов евро - и это только на ядерные проекты, такие как выгрузка отработавшего топлива и ликвидация твердых радиоактивных отходов. И еще 120 миллионов Европа дает на неядерные проекты - такие как защита опасных объектов от проникновения туда посторонних и радиационная безопасность работников.
Кроме того, отдельные соглашения подписаны между Россией, Норвегией, Швецией, Великобританией и Италией. Каждая страна взяла шефство над одним из ядерных объектов на территории Мурманской области.
Кроме Андреевой губы и Гремихи, Европа согласна помочь нам избавиться от судна «Лепсе» - оно стоит в Мурманске на Атомфлоте и до краев загружено отработавшим ядерным топливом. Сегодня пока точно никто не может сказать, сколько денег потребуется, что бы оттащить «Лепсе» на завод «Нерпа», разгрузить и потом пропитанный радиацией металл утилизировать. Европа готова дать нам на эти цели 50 миллионов евро. По данным Росатома, избавиться от этой опасности мы сможем через два-три года.