Будет ли Россия забирать ОЯТ с первой турецкой АЭС? Не секрет, что эта тема широко обсуждалась на предтендерных консультациях между российскими и турецкими экспертами. Невелика тайна и в том, что ответ будет с большой вероятностью положительным.
У Турции нет никакого опыта по обращению с отработавшим топливом и, тем более, нет желания такой опыт приобретать. Год назад турецкие атомщики честно признались парламенту, что не собираются строить на своей земле долгосрочные хранилища ОЯТ. Следовательно, выгружаемые из активной зоны кассеты после нескольких лет выдержки обязаны будут возвращаться на родину к поставщику.
Россия против такого поворота не возражает. По утверждению турецких источников, российский посол в Анкаре несколько раз просил турецкую сторону ни в коем случае не отдавать ОЯТ американцам. Действительно, ОЯТ - это ценное сырьё для замкнутого цикла, а его возврат в страну-производитель чётко соответствует всем последним веяниям в международной атомной политике.
Дьявол кроется в деталях. Есть, например, Бушерская станция, работать с которой россияне будут на условиях, подобных турецким. Из Новосибирска или Электростали привозится свежее топливо, выгорает, охлаждается и вывозится домой. Все довольны - никакой угрозы нераспространению.
Бушерские кассеты с первых дней своей жизни попали в цепкие лапы МАГАТЭ, то есть, были поставлены под гарантии. Единожды оказавшись под международным контролем, выпутаться из его сетей нельзя. И теперь встают простые, но не слишком понятные вопросы - где в России будет храниться иранское ОЯТ (под контролем МАГАТЭ!) и где в России оно будет перерабатываться под тем же самым контролем?
Такая же в точности история ожидает нас и на турецкой АЭС. Турки хотели бы, чтобы с её топливом всё было красиво и как у людей - гарантии МАГАТЭ с момента фабрикации сборок до завершения их жизненного пути на перерабатывающем заводе. Для России это будет означать лишние визиты международных инспекторов на наши режимные объекты.
Куда приедут инспектора, и на каких условиях, и не повредит ли это российской атомной отрасли - ответы на эти вопросы хотелось бы услышать, и лучше бы не от "анонимных осведомлённых источников" при всём нашем к ним уважении.