В ходе визита в Москву генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано выразил благодарность России за усилия, которые страна прилагает для лечения раковых заболеваний.
Глава МАГАТЭ также отметил передовую технологию, используемую Россией в лечении раковых заболеваний. «Я должен сказать, что Россия и МАГАТЭ сотрудничают в этой области и что руководство вашей страны проявляет интерес к этому вопросу. И я оптимист в этом отношении - считаю, что наше сотрудничество в этой области будет развиваться и дальше», – отметил Амано.
Кроме того, генеральный директор МАГАТЭ обратил внимание на то, что уже 60 новых стран проявили интерес к развитию атомной энергетики. «Россия обладает передовыми технологиями. У России систематичный подход к этим вопросам, как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому Россия, на мой взгляд, может сыграть очень важную роль», - заявил глава Международного агентства по атомной энергии.
В ходе визита Амано было также подписано соглашение о подготовке Росатомом кадров для МАГАТЭ.
Вячеслав Кузнецов, первый заместитель директора института по инновационной энергетике Российского научного центра «Курчатовский институт»:
Я согласен с главой МАГАТЭ Юкия Амано, что Россия обладает передовыми технологиями и у нас есть систематичный подход по многим вопросам. Действительно Россия играет важную роль в развитии атомной энергетики в мире. Если вернуться к истокам, то наши специалисты очень эффективно работают в МАГАТЭ. Так было с самого начала существования Агентства. Русские – одни из базовых создателей этой структуры. И до сих пор еще работают люди, при которых рождалось МАГАТЭ в 60-70-е годы прошлого века. В основном это были русские и американцы.
Есть отдельные проекты, которые мы особенно сильно поддерживаем в области кадров. Например, международный проект ИНПРО, который в МАГАТЭ возник в 2000 году (на Саммите тысячелетия) по инициативе Владимира Путина, тогда еще президента России. Он финансируется в основном Россией. Там на временной основе работают наши эксперты, из 15 специалистов разных стран трое наших. Это внештатная структура МАГАТЭ, не бюджетный проект. Мы направляем туда очень продвинутых и сильных специалистов из разных организаций, поскольку работа там очень интересная, и это полезно и для нас, и для МАГАТЭ.
Напомню, что проект ИНПРО направлен в том числе и на развитие атомной энергетики малых и средних мощностей – сейчас это становится актуальным направлением развития мировой атомной энергетики. Это развитие мыслится в рамках глобального, а не только национального, внутреннего процесса. Эта технология малых и средних мощностей пока еще наша национальная, но уже рассматривается в глобальном контексте, поскольку она ориентирована на нового потребителя, которые заведомо не тянется ни к оружию, ни к технологиям, ни к критическим материалам, а которому просто нужны киловатт-часы. И рассматривается система обеспечения таких потребителей такими услугами, когда создается глобальная система, в которой за все отвечает тот, кто предоставляет услугу. Потребитель платит только за киловатт-часы. Это коренным образом отличается от практики сегодняшнего дня, и отвечать надо будет за все, что происходит на АЭС. Разумеется, это и энергетика огромных мощностей эксклюзивная.
Мне представляется, что будущее развитие в значительной степени связано именно с развитием энергетики малых и средних мощностей. Таких стран должно быть много, значительно расширится круг потребителей ядерных энергетических услуг. В этом жизненном цикле производитель отвечает за все, в том числе и за подготовку кадров для такой системы. У нас совсем недавно было закончено исследование, проведенное с помощью МИФИ, которое очень сильно вложилось в систему подготовки кадров для такой энергетической атомной системы, когда за все отвечает поставщик услуг. Речь идет о создании международных корпораций, действующих под эгидой МАГАТЭ, которые обеспечивают развивающийся мир станциями малых и средних мощностей. И действую они по правилам Агентства, неся полную ответственность, в том числе и за кадровое обеспечение всего жизненного цикла такой атомной энергетики – от колыбели до могилы.
У нас есть конкретные наработки, которые направлены на определенную задачу МАГАТЭ, на проекты ИНПРО. Но они уже входят в пространство, когда атомная энергетика становится глобальной и зоны определенной ответственности становятся международными - как паспорт моряка, который действует во всем мире и на любом корабле, давая определенные гарантии профессиональной подготовки. Думаю, что куда-то в подобную систему может устремиться и развитие атомной энергетики малых средних мощностей в глобальном развитии. Там тоже может оказаться глобализованная кадровая подготовка персонала. Атомная отрасль относится к тем технологическим отраслям, которые интернационализируются буквально на глазах. Точнее, мы стоим на пороге такого процесса. Это не касается глобальных станций, так называемых гигаваттников, они входят в национальную зону ответственности.
Хотя есть и исключения. Сейчас мы с Турцией ведем переговоры по АЭС, и они ставят условия, что в течение 15 лет не будут иметь к ним никакого отношения – вся ответственность будет на нас как производителях. Однако выясняется, что правовая база для реализации такого проекта отсутствует. То есть нужно еще додумывать, какие нормы нужно создать, чтобы по такой технологии выстроить отношения с потребителем большой энергетики.
Не стоит забывать, что в наследие от пресловутого «тоталитаризма» нам досталась и лидирующие позиции по многим отраслям. Мы могли тратить деньги там, где другие останавливались, будучи задавленными условиями рынка. Например, в разработке тех же быстрых реакторов. Они были и во Франции, и в Америке, а коммерческой технология стала только у нас. И теперь мы пионеры, и обладаем теми передовыми технологиями, о которых говорил господин Амано. Пока наши конкуренты этим вопросом не занимаются.