1 июня 2011 года в Госкорпорации «Росатом» состоялась публичная сессия общественных слушаний по проекту подпрограммы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы» Государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».
Сессия прошла под руководством генерального директора Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко. В ней приняли участие представители российских регионов, министерств и ведомств, научных организаций и общественности, в том числе экологического правозащитного центра «Беллона», Российского Зеленого Креста, союза «Чернобыль» и других.
Подпрограмма по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы является продолжением действующей федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ). Обсуждение проекта станет началом двухлетней работы по подготовке подпрограммы к утверждению.
Открывая общественные слушания, руководитель госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко отметил, что в рамках ФЦП ЯРБ был выполнен большой объем работ. Наиболее значимые из них – закрытие акватории озера Карачая (до 93%), работы по повышению уровня безопасности Теченского каскада водоемов, опережающие темпы ввода в эксплуатацию мощностей по хранению ОЯТ и РАО. Принципиально важным глава «Росатома» назвал начало работ по выводу из эксплуатации и реабилитации территорий и ядерных и радиационно-опасных объектов.
Подпрограмма по ядерной и радиационной безопасности, в отличие от ФЦПЯРБ, будет нацелена не на решение наиболее острых вопросов, а на полную ликвидацию проблем в этой области. Поэтому она подразумевает более долгосрочный подход на перспективу до 2040 года. Помимо этого, опыт реализации действующей программы показал, что механизм реализации проектов должен быть более гибким.
«Поскольку многие работы уникальны, не только в России, но и в мире, должна быть возможность корректировать последовательность шагов и используемые технологии в зависимости от результатов НИОКР и первых этапов работы, эффективности тех или иных решений», – сказал Сергей Кириенко.
Он также подчеркнул, что работы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности –
«бурно развивающийся бизнес. Потому что нахождение приемлемых научных решений, создание соответствующих технологий позволит российским компаниям не только решить накопленные проблемы и обеспечить безопасность в РФ, но и экспортировать технологии. Значит, нужно организовать работу так, чтобы у нас в руках оказались знания, опыт и технологии мирового уровня, которые могут приносить предприятиям и стране значительные доходы».
С основным докладом по проекту подпрограммы выступил директор Дирекции по ядерной и радиационной безопасности Олег Крюков. Он отметил, что в стране уже созданы предпосылки для формирования основных государственных систем в области обеспечения ЯРБ– по обращению с РАО, обращению с ОЯТ и выводу из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов. По его словам, при подготовке подпрограммы следует уделить формированию перечня мероприятий.
Условно его можно разделить на мероприятия по всем направлениям обеспечения ЯРБ, реализуемые «на крупных отраслевых площадках – ГХК, СХК, ПО «Маяк», где сосредоточены проблемы, и на работы на разных промплощадках, но в интересах создаваемых государственных систем». Кроме того, важна разработка индикаторов и показателей подпрограммы с учетом требований публичности и отчетности.
Подробно положении подпрограммы были рассмотрены в пяти тематических докладах специалистов Госкорпорации «Росатом»: «Обращение с ОЯТ» (Евгений Кудрявцев), «Вывод из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов» (Евгений Комаров), «Обращение с РАО» (Александр Абрамов), «Повышение защищенности персонала и окружающей среды от радиационного воздействия» (Сергей Дьяков), «Информационно-аналитическое обеспечение ядерной и радиационной безопасности» (Владимир Васильев).
Основные задачи подпрограммы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы» связаны с созданием современных общегосударственных систем обращения с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов.
Планируется, что объем отработавшего топлива, находящегося на временном хранении, будет снижен более чем на 50% - за счет развертывания работ по транспортированию ОЯТ на переработку или в централизованные хранилища.
При этом инфраструктура системы обращения с ОЯТ должна обеспечить прием как накопленного, так и вновь образующегося топлива. При успешной реализации мероприятий подпрограммы до 2020 года возможно будет полностью разгрузить временные хранилища ОЯТ и частично его переработать (до 30% объема).
Проект подпрограммы предусматривает вывод из эксплуатации 118 ядерно и радиационно-опасных объектов, а также проведение работ по подготовке к выводу еще на 300 объектах. Кроме того, планируется создание системы пунктов захоронения радиоактивных отходов, обеспечивающей прием на захоронение вновь образующихся и ранее накопленных РАО. Общий объем захоронения составит 50 тыс. м3. Ожидается, что объемы захоронения образующихся твердых РАО сравняются с объемами их образования (за исключением высокоактивных отходов).