Опытный образец ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для корабля, предназначенного для дальних космических полетов, будет готова через пять лет, считает глава Роскосмоса Владимир Поповкин.
Ранее предшественник Поповкина Анатолий Перминов сообщал, что создание двигательной установки планируется осуществить до 2019 года, а создание нового космического корабля - не ранее 2025 года.
"Думаю, что на опытный образец мы выйдем в 2017 году, и там уже надо будет принимать решение, то ли делать летную машину, то ли не делать. Но пока надо сделать опытный образец и отработать его на земле",
- сказал Поповкин журналистам.
Транспортно-энергетический модуль на основе ядерной энергетической установки мегаваттного класса создается для корабля, предназначенного для дальних космических полетов. Соответствующее распоряжениеexternal link, opens in a new tab было подписано президентом РФ Дмитрием Медведевым в 2010 году.
На разработку всего проекта потребуется 17 миллиардов рублей на девять лет.
Из этих средств 7,245 миллиарда рублей выделено Росатому на создание реакторной установки (этим будет заниматься НИКИЭТ). Центр имени Келдыша будет создавать ядерную энергодвигательную установку, на что планируется потратить 3,955 миллиарда рублей, а РКК "Энергия" - сам транспортно-энергетический модуль, на что выделено 5,8 миллиарда рублей.
Идея применения ядерных двигателей на космических аппаратах не нова: решение о разработке ядерных ракетных двигателей в СССР в 1960-е годы принимали еще академики Мстислав Келдыш, Игорь Курчатов и Сергей Королев. Подобные разработки велись не только в СССР, но и в США.
На заре космической эпохи ученые пытались создать ядерный ракетный двигатель, в котором рабочее тело, создававшее тягу, нагревалось непосредственно в реакторе. Однако такие установки давали "выхлоп" крайне высокой радиоактивности.
Новый проект предполагает использование ионных электрореактивных двигателей, в которых реактивная тяга создается за счет ускоренного электрическим полем потока ионов. Ядерный реактор "поставляет" необходимый для этого процесса электрический ток, и радиоактивные вещества не попадают во внешнюю среду.
Предполагается, что рабочим телом в двигателе будет ксенон.
В соответствии с картой проекта на 2018 год планируется подтвердить повышение, по сравнению с традиционными, уровня электрической мощности космических систем в 30 раз и экономичности маршевых двигательных установок в 12 раз.