Как мы уже сообщалиexternal link, opens in a new tab, в первый день работы конференции «Атомэко-2012» на секционном заседании, посвященном вопросам обращения с ОЯТ, представители предприятий Росатома сообщили о значительном прогрессе в деле реализации имеющейся программы по обращению с ОЯТ. По мере того, как имеющаяся программа успешно реализуется, возникают новые вопросы, которые и стали предметом содержательной дискуссии.
Одним из таких дискуссионных вопросов сегодня является вопрос об ОЯТ Билибинской АЭС, который мы освещали на страницах 2 и 3 номеров журнала «Безопасность ядерных технологий и окружающей среды» за 2012 год. Напомним, Билибинская АЭС – единственная, в отношении которой в силу ряда причин (географическая удаленность, транспортная труднодоступность, уникальный тип тепловыделяющих сборок и т.п.) нет ясного решения, что делать с ее ОЯТ при выводе ее из эксплуатации. Имеется три варианта – захоронение на месте, транспортировка на переработку в ПО «Маяк» водным транспортом, либо транспортировка воздушным транспортом. С обоснованием проекта первого из этих вариантов – захоронение ОЯТ на месте – выступила С.Карапетян из ВНИПИпромтехнологии. Она, в частности, отметила, что свойства многолетнемерзлых пород дают возможность решить проблему теплоотвода и загрязнения грунтовых вод. Исследования «ВНИПИпромтехнологии» показали, что безопасность сооруженного в них объекта будет обеспечена даже при глобальном потеплении на 4-8оС. Кроме того, строительство объекта изоляции ОЯТ на месте будет дешевле, чем его транспортировка на «большую землю».
Впрочем, как отметила советник проектного офиса «Создание системы обращения с ОЯТ» Госкорпорации «Росатом» Анжелика Хаперская, окончательного решения по этому вопросу еще не принято. Она также совершила обзор позиций разных стран в вопросе об отношении к ОЯТ. В различных странах существуют три варианта: открытый ядерный цикл (т.е. прямое захоронение), замкнутый цикл (переработка ОЯТ) и отложенное решение (что в конечном итоге вынудит выбрать один из двух первых вариантов).
С обоснованием первого из вариантов – захоронения ОЯТ – выступил старший инспектор по радиационной и ядерной безопасности финского надзорного органа STUK Юко Мононен (в Финляндии принята западная классификация, согласно которой ОЯТ рассматривается как одна из разновидностей РАО). Вопросом захоронения ОЯТ занимается компания Posiva. Сейчас имеется хранилище РАО и ОЯТ на площадке АЭС «Олкилуото», там же планируется пилотный проект подземного захоронения Onkalo. Объект будет построен в толще гранитных пород на глубине 450 метров. Лицензирование строительства могильников в Финляндии осуществляется на тех же основаниях, что и строительство АЭС, а именно, лицензирование состоит из трех этапов: 1) получение принципиального разрешения (на этом этапе проходят общественные слушания), 2) лицензия на строительство, 3) лицензия на эксплуатацию. Ожидается, что компания Fennovoima представит ОВОС в 2016 году, а получение лицензии на ввод в эксплуатацию планируется к 2020 году. Что интересно, строительство планируется по техническим решениям шведского проекта, при том что сами шведы планируют ввести в действие свой аналогичный пункт захоронения только к 2025 году.
В противоположность этой точке зрения, вице-президент французской компании SENES Consultants Limited Сильвэйн Сент-Пьер выступил в поддержку варианта с переработкой ОЯТ. Он отметил, что немного стран всерьез берут курс на переработку ОЯТ, и Франция и Россия – именно в их числе. По мнению докладчика, захоронение ОЯТ менее безопасно, чем его переработка – поскольку перед захоронением ОЯТ следует выдерживать в бассейнах выдержки слишком долгое время (дольше, чем перед переработкой), что создает дополнительные проблемы как с точки зрения экономики, так и с точки зрения безопасности. Докладчик напомнил, что при аварии на АЭС «Фукусима-1» главная угроза ядерной безопансости исходила не столько от самих реакторов, сколько от ОЯТ в бассейнах выдержки.
Ряд представителей российских предприятий также выступили с рацпредложениями, которые, по их мнению, могут сделать более эффективным либо вариант с переработкой ОЯТ, либо вариант с его захоронением.
Так, например, заместитель генерального директора по науке ФГУП «Радиевый институт» Ю.С.Федоров выступил с предложением об усовершенствовании МОКС-топлива, названном REMIX-топливо (от фразы REgenerated MIXed – регенерированное смешанное топливо). Суть предложения заключается в том, чтобы регенерат урана и плутония, полученный при переработке ОЯТ тепловых реакторов, смешивать с обогащенным ураном, и полученное таким образом топливо заново использовать в тех же тепловых реакторах. По утверждению автора разработки, в этом случае материалы, содержащиеся в ОЯТ можно использовать значительно более эффективно, при этом на захоронение в качестве ВАО пойдет лишь очень незначительная часть продуктов деления.
Заместитель гендиректора радиохимического отделения ОАО «ГНЦ НИИАР» А.Г.Осипенко выступил с подробным рассказом о пирохимической технологии переработки ОЯТ как об одном из вариантов альтернативных технологий. По его словам, НИИАР еще с 1964 года занимается разработкой темы переработки ОЯТ МОКС-топлива быстрых реакторов, сейчас разрабатываются такие технологии, как переработка в хлоридных расплавах и газообразных фторсодержащих средах, переработка металлического ОЯТ (в мире аналогичная технология имеется только в Национальной лаборатории Айдахо в США), трансмутация минорных актинидов в реакторе БОР-60, разрабатываемая с 2007 года программа по переработке минорных актинидов DOVITA2. Как отметил докладчик, важным достижением является возможность вовлечения в топливный цикл тяжелых трансурановых актиноидов, вплоть до америция и кюрия, которые сегодня воспринимаются лишь как опасные отходы.
О возможности применения отечественных разработок в области развития экспертного взаимодействия рассказал Дмитрий Бахтурин, член координационного комитета Международной сети специалистов по выводу из эксплуатации ЯРОО, МАГАТЭ. По его словам создание международной сети экспертов и образовательных программ по части обращения с ОЯТ сегодня особенно актуально в связи с экспансией Росатома на развивающихся рынках, и необходимостью качественной подготовки персонала на вновь строящихся АЭС.
Интересные предложения по новым типам контейнеров, использование которых, возможно, станет альтернативой принятой в России программе по обращению с ОЯТ, представили гендиректор Инженерного центра ядерных контейнеров Михаил Радченко (чугунные контейнеры для долговременного хранения ОЯТ) и руководитель компании «Керамические технологии» Геннадий Бабаянц (контейнеры из карбида кремния для геологического захоронения топлива).
Комментируя эти и другие предложения, руководитель проектного офиса Госкорпорации «Росатом» «Создание системы обращения с ОЯТ» Михаил Барышников в заключительном слове выразил удовлетворение тем, что в ходе обсуждения вопроса об обращении с ОЯТ прозвучали различные, иногда даже и взаимоисключающие точки зрения. По его словам, предложения экспертов, даже если они не всегда соответствуют существующим программам, в любом случае заставляют задуматься и в итоге приводят к совершенствованию принятых подходов. В этом смысле конференция АтомЭко представляется уникальной дискуссионной площадкой, безусловно полезной для развития системы обращения с ОЯТ и Атомной энергетики в целом.