30 октября на ФГУП «Атомфлот» состоялось выездное заседание рабочей группы Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области. Участники встречи побывали на борту т/х «Россита» и смогли задать вопросы капитану многофункционального судна-контейнеровоза Фариду Габбасову. В июле этого года его экипаж совершил первый рабочий рейс по транспортировке радиоактивных отходов. Работы осуществлялись в рамках контракта с СЗЦ «СевРАО» - филиала ФГУП «РосРАО».
По словам Фарида Габбасова, вопросам безопасности на т/х "Россита" уделено особое внимание. На его борту исключена разгерметизация контейнеров с радиоактивными отходами даже при переворачивании судна.
После знакомства с устройством т/х "Россита" участники рабочей группы Общественного совета приступили к обсуждению ключевых вопросов заседания: ПТБ «Лепсе», утилизация ПТБ «Володарский», восстановление а/л «Советский Союз» и атомного лихтеровоза «Севморпуть».
Напомним, что 28 октября этого года ПТБ «Лепсе» переведена на открытую стапельную плиту филиала «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка».
«Полностью ПТБ «Лепсе» не передано «СРЗ «Нерпа». ФГУП «Атомфлот» несет ответственность за ядерную и радиационную безопасность»,
- говорит начальник Управления спецпроизводством ФГУП «Атомфлот» Олег Халимуллин.
В ближайшее время будет назначена дата общественных слушаний по вопросу ПТБ «Лепсе», где специалисты Госкорпорации «Росатом» объяснят безопасность используемых технологий. Выгрузка отработавшего ядерного топлива с плавтехбазы начнется только после установки вокруг нее защитного сооружения.
А вот о процессе утилизации ПТБ «Володарский» можно говорить, как о свершившемся факте. СЗЦ «СевРАО» - филиал ФГУП «РосРАО» готов через аукцион реализовать 1.300 тонн чистого металла – это все, что осталось от плавтехбазы.
Восстановление а/л «Советский Союз» и атомного лихтеровоза «Севморпуть» связано с возрастающим объемом работы для атомного ледокольного флота. Последние годы отмечается стабильный интерес к проводкам по Северному морскому пути, а в Арктике не прекращается поиск и разработка нефтегазовых месторождений.
Участники заседания задали вопрос:
«Не скажется ли на работе ядерных энергетических установок тот факт, что долгие годы суда находились в режиме отстоя?»
Начальник Управления технической эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Виктор Никитенко обратил внимание, что суда находятся в исправном состоянии. В период стоянки было обеспечено должное техническое обслуживание. После ремонта им будет необходимо пройти освидетельствование Российского морского регистра судоходства.
Заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка подчеркнул, что у проектантов из «ОКБМ Африкантов» нет сомнений по вопросам продления ресурса и дальнейшей эксплуатации ядерных энергетических установок ледокола и лихтеровоза. Такие работы уже проводились для атомных ледоколов «Арктика», «Россия», «Таймыр» и «Вайгач».
«А/л «Советский Союз» и атомный лихтеровоз «Севморпуть» имеют действующие лицензии на эксплуатацию ядерных энергетических установок»,
- говорит заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.
Журналисты и участники рабочей группы Общественного совета остались удовлетворены ответами представителей Росатомфлота.
«Вопросы восстановления, продления ресурса, утилизации - самые важные в атомной отрасли. Они волнуют. Всегда продление ресурса вызывает определенную настороженность»,
- считает секретарь Общественного совета Сергей Жаворонкин.
В декабре местом проведения Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области станет Кольская АЭС.