С 2013 года вся медпомощь в ЗАТО регулируется новыми законами, реформирование идёт с переходом на одноканальное финансирование через обязательное медицинское страхование (ОМС). Как? А вот это видно на примере Новоуральска и других ЗАТО. Например, в 2014 году объём так называемого госзадания, в рамках которого оказывает услуги городская ЦМСЧ, был сокращён более чем на треть — до 516 млн руб. с 802 млн в 2013-м. Сокращено количество коек. Урезан штат, в том числе через сокращение «живых» людей, а не только штатных единиц. При этом проблемы привлечения в город врачей-специалистов не решаются.
Другой пример - ЗАТО Лесной. В 2014 году там закрыли отделение сестринского ухода, кожвендиспансер, бассейн детской поликлиники, коечный фонд сократился на 20%, сокращено 150 человек. Закрылось и травматологическое отделение. Финансирование ЦМСЧ-91 в Лесном на 2015 год, по словам начальника ведомства Сергея Хребтова, сократилось по сравнению с 2014 годом ещё на 44%.
Сотни медиков в прошлом году сокращены в Северске, Сарове и других ЗАТО.
Ещё в 2013 году, прогнозируя ситуацию, главы ЗАТО Росатома направили обращение в Правительство России, Минздрав, ФМБА и Росатом. В нём, в частности, было сказано: «В ЗАТО атомной промышленности одномоментно рушится система медицинского обеспечения жителей». А в феврале 2014-го обратились повторно. С тех пор ничего не изменилось. В начале 2014 года Российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности под напором обращений из регионов обратился к министру здравоохранения. Ответ, как указано на сайте профсоюза, «ничего не прояснил».
На заседании Общественной палаты РФ, состоявшемся в конце прошлого года, Елена Хавкина, заместитель руководителя ФМБА, резюмировала, что по городам ЗАТО уволено более тысячи медиков, что программа ОМС недофинансирована и не покрывает всех расходов, входящих в тариф, и что в 2015 году финансирование было снижено ещё на 43% от показателей 2014 года. Было решено создать рабочую группу, которая подробно рассмотрит ситуацию и подготовит свои предложения.
В прошлом году Счетная Палата РФ озвучила итоги аудиторской «Проверки полноты, обоснованности и эффективности расходования средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, направляемых на организацию оказания медицинской помощи населению ЗАТО». Проверка показала, что в 2014 году медучреждениям ФМБА сокращены средства федерального бюджета на оказание помощи на 3,9 млрд рублей (с 9,5 до 5,6 млрд рублей), при этом прирост средств ОМС составил лишь 2,7 млрд рублей. По мнению Счётной палаты, это в первую очередь следствие правовой неопределенности.
В феврале текущего года итоги проверки были рассмотрены уже на коллегии Счётной Палаты. Выяснилось, что Минздрав, ответственный за подготовку документации, принял на тот момент только один приказ из необходимых двух, а правительство утвердило только три постановления из семи необходимых. Соответственно, и проблемы не решены.
В апреле на коллегии Счетной Палаты прозвучала информация, подводящая предварительный итог оптимизации в сфере здравоохранения. Суть: ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло; резко выросло число безрезультатных вызовов «скорой помощи»; сокращение медработников идёт без учёта возможных последствий. Напоследок только одна цифра по нашему городу: по данным Межрегионального управления № 31 ФМБА, в Новоуральске уровень смертности на 1000 человек вырос с 12,8 случая в 2013 году до 14,3 в 2014-м.