В Андреевой Губе завершаются работы по подготовке инфраструктуры для вывоза на переработку отработавшего ядерного топлива атомных подводных лодок.
Казалось бы, чего проще - доставить отработавшее ядерное топливо атомных подлодок из хранилища на причал. Но чтобы создать надежную и безопасную технологическую цепочку, понадобилось 16 лет работы, миллионы вложенных в береговую техническую базу в Андреевой Губе рублей, фунтов, евро и крон. Никто и никогда в мире таких операций не выполнял. Правда, никто такого опасного наследия в таких масштабах и не накапливал.
Директор дирекции по ядерной и радиационной безопасности ГК "Росатом" Олег Крюков:
"Уникальность его в том, что здесь создается технологический комплекс, чтобы эту задачу решить в более сжатые сроки. Близится день, когда здесь не будет ядерного опасного объекта".
В 60-е годы хранилище для опасных топливных сборок было построено военными строителями кустарным способом. Через полвека пришлось создавать здание-укрытие, защищать емкости, в которых содержится почти 22 тысячи сборок - часть из них в полуразрушенном состоянии. Теперь здесь установлена надежная биологическая защита, мостовые краны, перегрузочные агрегаты, управляемые дистанционно.
Главный инженер отделения губа Андреева Северо-Западного центра по обращения с радиоактивными отходами " СевРАО" Игорь Казаков:
"Все манипуляции с топливом производятся с помощью перегрузочного контейнера, которые тоже являются защитой от излучения".
Проект международный, только грант Европейского банка реконструкции и развития "весит" 50 млн евро. Заказчик рассчитывает уложиться в срок.
Генеральный директор АО "ФЦЯРБ" Андрей Голеней:
"Безопасность будет превыше всего. Если что-то будет угрожать, мы пожертвуем немножко сроками, но мы рассчитываем в этом году завершить испытание".
Из хранилища топливо, как в матрешку, помещенное в чехол и контейнер, на транспортере, специально сделанном во Франции, доставят на накопительную площадку, затем по эстакаде на пирс, прошедший полную реконструкцию.
Директор отделения губа Андреева Северо-Западного центра по обращения с радиоактивными отходами " СевРАО" Александр Краснощеков:
"Разработан был специальный проект, этот кран в единственном экземпляре существует. 50-тонный кран для отправки транспортноупаковочным комплектов с топливом на контейнеровоз" .
Работать будут в 2 смены. Контейнеры со сборками доставят спецсудном на "Атомфлот", твердые радиоактивные отходы в Сайда-Губу. На конец года назначены испытания оборудования и уже в 2017 году начнется вывоз топлива на переработку на челябинский "Маяк".