В Мурманской области, губа Андреева, основная инфраструктура для выгрузки и последующего вывоза отработавшего ядерного топлива атомных подводных лодок готова.
Завершены работы по контракту на строительство ключевого объекта – здания-укрытия Блоков сухого хранения, в котором хранятся свыше ста активных зон атомных подлодок (около 22 тыс. тепловыводящих сборок), -
сообщил Андрей Голиней, генеральный директор АО ФЦЯРБ.
Руководитель проектов международной технической помощи Управления международных программ и проектов в области радиоактивных отходов (РАО), ОЯТ и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов Госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев отметил высокий профессионализм всех российских организаций, задействованных в проекте обеспечения экологической безопасности губы Андреева: ФМБА России, «РосРАО», СевРАО и др., а также ключевую роль Федерального центра в создании объектов инфраструктуры:
«Федеральный центр (АО ФЦЯРБ) участвовало в сооружении двух третей всех объектов на территории губы Андреева, строящихся в радиационно опасных условиях. Это специфика. Не каждый подрядчик согласится выполнять такие работы. Федеральный центр смог обеспечить организацию работы всех подрядных компаний, правовое сопровождение, контроль за выполнением работ, ядерную и радиационную безопасность».
По словам Андрея Голинея, после сдачи инфраструктуры и подписания соответствующих актов, начнется подготовка к выгрузке ОЯТ и его последующему вывозу.
"Сделан еще один важный шаг в работе Госкорпорации «Росатом» по решению экологических задач в арктической зоне. Здание готово для обращения с отработавшим ядерным топливом. Требования по ядерной безопасности жесткие, мы их полностью выполнили", — добавил он.
АО ФЦЯРБ в рамках исполнительного соглашения о Гранте, заключённого с Европейским банком реконструкции и развития (распорядителем средств фонда «Экологическое партнёрство северное измерение»), определен Госкорпорацией «Росатом» как Заказчик проекта строительства инфраструктуры для обращения с ОЯТ. Ключевым объектом строительства являлось здание БСХ.
Продолжается устройство объектов вспомогательной инфраструктуры: трансформаторной подстанции (в рамках ИСГ 007), накопительной площадки для упаковок РАО (заказчик – «РосРАО», финансирование - Италия), устройство внутриплощадочных инженерных сетей (заказчик – «СевРАО», финансирование - Норвегия), площадки для размещения дизельно-генераторной станции (финансирование - РФ, поставка дизелей - Италия) и др.
Приемка здания-укрытия емкостей БСХ и ввод его в эксплуатацию означает сдачу основной инфраструктуры для обращения с ОЯТ и подготовку к полномасштабному вывозу топлива из губы Андреева.