На заседании Научно-технического совета ОИЯИ, проходившем в конце декабря под председательством Р.В. Джолоса, были рассмотрены доклады о ходе работ по двум базовым проектам Института: Фабрике сверхтяжелых элементов и комплексу NICA. Доклады представили директор ЛЯР С.Н. Дмитриев и директор ЛФВЭ В.Д. Кекелидзе.
В начале заседания директор ОИЯИ В.А. Матвеев вручил ученому секретарю НТС, старшему научному сотруднику ЛТФ ОИЯИ Е.А. Колгановой Почетную памятную медаль «За заслуги перед наукой и Объединенным институтом ядерных исследований» за большой вклад в организацию и успешную работу Научно-технического совета ОИЯИ.
С.Н. Дмитриев в начале своего доклада отметил, что впервые за тридцать лет напряженных исследований все новые элементы, синтезированные в Дубне, имеют свои названия, и инаугурации этих элементов, прошедшие в 2017 году в Ок-Ридже (США) и в Москве, показали, что полученные результаты принадлежат к наиболее ярким достижениям нашего времени. Директор лаборатории проиллюстрировал в своем докладе основные этапы работ по созданию Фабрики сверхтяжелых ионов – строительство нового экспериментального корпуса, монтаж циклотрона DC-280, нацеленного на синтез новых элементов, подготовку помещений и технологических систем, которыми оснащается новый ускорительный комплекс. Это очень кропотливая и ответственная работа, в которой вместе с персоналом ЛЯР участвуют специалисты служб главного инженера, отдела капитального строительства и других общеинститутских подразделений. В декабре завершаются все монтажные работы на ускорителе и вслед за этим начнется отладка систем и подготовка к запуску. Предстоит много и плотно работать с Ростехнадзором и ФМБА по получению разрешительных документов на запуск и эксплуатацию. Подготовка и проведение первых экспериментов планируется на сентябрь – ноябрь 2018 года.
На недавнем заседании Комитета полномочных представителей правительств стран-участниц, где С.Н. Дмитриев также выступил с докладом, работа коллектива лаборатории, партнеров и смежников получила высокую оценку. В обсуждении доклада на НТС приняли участие Р.В. Джолос, В.А. Матвеев, Ю.Ц. Оганесян. В своих комментариях они обратили внимание на взаимодействие с внешними организациями, и в целом высоко оценили деятельность коллектива лаборатории, направленную на решение главных задач.
В своем докладе о ходе работ по комплексе NICA В.Д. Кекелидзе назвал основные объекты базовой конфигурации комплекса, входящие в обширный фронт работ, развернутых на территории ЛФВЭ по соглашению с правительством Российской Федерации и совместно с рядом других стран-участниц. Это ускорительный комплекс, это действующий модернизированный Нуклотрон, бустер, инжекционный комплекс, экспериментальная зона, это два накопительных кольца коллайдера с двумя точками пересечения. Кроме ускорительного комплекса создаются детекторы MPD, BM@N и Центр NICA, который будет включать в себя и вычислительный центр. Коснувшись расписания работы Нуклотрона, докладчик объяснил причины переноса декабрьского сеанса на более позднее время. Это произошло из-за пробоя кабеля и необходимости экстренного ремонта ускорителя.
Докладчик продемонстрировал впечатляющий эскиз нового центра и остановился далее на поэтапной работе по каждому из перечисленных объектов, рассказал о привлечении к участию в проекте специалистов и организаций России, ЦЕРН, Германии, Китая, Чехии и других стран. Он отметил, что все больше молодежи из стран-участниц включается в этот проект, в частности, студенты Варшавского политехнического университета по материалам своей практики на базе NICA в ЛФВЭ защитили дипломные работы в Варшаве на юбилейной сессии, посвященной 150-летию Марии Склодовской-Кюри. Это потенциальные участники проекта NICA. И список таких участников становится все шире. В заключение своего обзора В.Д. Кекелидзе отметил, что создание ускорительного комплекса, инженерной инфраструктуры, экспериментальных установок ведутся согласно плану, развивается сотрудничество с научными центрами стран-участниц, ассоциированных стран, с Китаем и другими партнерами. Благодаря целевому финансированию проекта правительством Российской Федерации можно сказать, что создание комплекса NICA будет завершено в намеченные сроки.
С вопросами и комментариями по докладу выступили М.Г. Иткис, В. А. Матвеев, Ю.Ц. Оганесян, И.Н. Мешков.
Из выступления Ю.Ц. Оганесяна: Недавно мы собрались и поехали в лабораторию к Владимиру Дмитриевичу, чтобы своими глазами увидеть прежде всего разработки в области линейных ускорителей. Но он показал нам несколько больше. В результате эта экскурсия заняла полтора часа. Рекомендую всем, кто там не был, обязательно побывать. Мы получили колоссальное удовольствие. Пуск этого комплекса должен стать важной вехой в истории нашего Института. Независимо от того, что есть в других лабораториях, у нас появляется инструмент нового качества, и это потребует создания и утверждения новой научной программы в России и других странах-участницах. Мы готовы рассмотреть этот вопрос на сессии Совета РАН по физике тяжелых ионов.
Из выступления И.Н. Мешкова: Хотелось бы на предновогоднем заседании НТС говорить о хороших вещах, чтобы в новый год вступить с хорошим настроением, поэтому не буду о проблемах нашего проекта. Владимир Дмитриевич достаточно подробно осветил, как сложно выглядит детектор, не менее сложна и ускорительная часть… И думаю, что без активной поддержки и участия директора Института и всей дирекции и наши результаты, и не менее яркие достижения наших коллег в ЛЯР, о которых рассказал Сергей Николаевич Дмитриев, вряд ли могли бы состояться.
Когда я начал заниматься проектом NICA в 2006 году, первая проблема была: а кто будет этот проект создавать? И произошло то, что было во время Великой Отечественной войны, когда зеленые курсанты-летчики приходили в полки и там доучивались. Те, кто выживал, становились асами. Такая же ситуация (правда, к счастью, в нашем случае выживают все) за годы совместной работы над ускорительной частью проекта NICA – сложилась боевая команда, квалификация которой растет буквально на глазах. И сегодня я уверен в ребятах, из которых выросли очень хорошие специалисты. Вторая сторона вопроса – нам удалось «раскачать» наших коллег, в первую очередь, в институтах России, вы их прекрасно знаете – Будкеровский институт, ИТЭФ, ИЯИ, а также наших людей, которые работают за рубежом. Не далее как на прошлой неделе состоялась трехсторонняя телеконференция Фермилаб – ИЯФ – ОИЯИ. Вклады этих специалистов также очень значительны и неоценимы для нас, потому что благодаря их опыту и знаниям мы так быстро прогрессируем. И теперь на ускорительном комплексе NICA уже появились три ласточки. Первая – немецкий линейный ускоритель, о котором упомянул Юрий Цолакович. Затем в коллаборации ИТЭФ–Снежинск–ОИЯИ появился ускоритель-форинжектор ЛУ-20. А неделю назад объявилась третья ласточка – электронный пучок по системе электронного охлаждения. Первые электроны забегали в этой системе, и все это очень приятно. Надеемся, что в следующем году будем прогрессировать с неменьшей скоростью.
Из выступления Р.В. Джолоса (безотносительно содержания докладов по повестке): Я уже пять лет посещаю все наши заседания Ученого совета, ФК, КПП. Это довольно много. И вначале казалось: может быть что-то можно было бы сделать покороче, может перейти на новый регламент с одним заседанием в год. Но постепенно эти международные митинги становились все более, и более интересными. И я думаю — это результат той открытости, которой постоянно следует дирекция. Думаю, что понимаю, почему. Сергей Николаевич упомянул проблемы со строительством корпуса для «фабрики». Владимир Дмитриевич подробнее заговорил о пробое кабеля на Нуклотроне. В большом деле все гладко не бывает. Но главное, что мы это резко и открыто обсуждаем. Думаю, что это настроило и ту международную общественность, которая к нам приезжает. Они видят, что мы относимся к проблемам серьезно и говорим открыто обо всем. Они отвечают тем же, не скрывают и своих проблем. Этот настрой дирекции на открытость – очень важный момент.
Продолжая эту тему, В.А. Матвеев начал свой отчет перед членами НТС о деятельности дирекции такими словами: Я согласен с вашей оценкой характера работы НТС и добавлю, что это прежде всего заслуга руководства совета. Надеюсь, что и на уровне дирекции Института, дирекций лабораторий осознана необходимость остро обсуждать все наши проблемы, не особенно заботясь о толерантности. И это полезно. Большой круг вопросов обсуждался. Может быть, не всегда мы доводили до конца все хорошие идеи, которые вырабатывались, например, по решению кадровых проблем, комиссией, в которой работали Ю.Ц. Оганесян, Д. В. Ширков и другие уважаемые коллеги. Но это было очень хорошее начало. И возвращаясь к сегодняшнему заседанию, хочу добавить, что последовательное внимание НТС к развитию наших базовых установок, ходу осуществления в Институте базовых мега-проектов, обсуждение стоящих на этом пути проблем – очень важны.
Далее директор ОИЯИ остановился на основных итогах года и задачах, которые предстоит решать коллективу Института в новом 2018-м. Этой же теме было посвящена его пресс-конференция для дубненских журналистов.