«Росатом» рассчитывает осенью получить право на развитие Севморпути и приступить к освоению бюджетных средств. Корпорации передадут почти разрушенные и мало востребованные порты. Их восстановление эксперты оценивают почти в 100 млрд рублей.
Руководство госкорпорации «Росатом» рассчитывает, что в осеннюю сессию получит от законодателей право единого инфраструктурного оператора в зоне Северного морского пути (СМП). Об этом на совещании в Нижнем Новгороде заявил глава корпорации Алексей Лихачев.
Законопроект, определяющий полномочия «Росатома» по развитию и функционированию СМП и прилегающих территорий, принят Госдумой единогласно в первом чтении 24 июля, без поправок и замечаний. На осенней сессии его будут рассматривать во втором и третьем чтении. В скором принятии нормативного акта никто не сомневается, ведь ранее президент РФ Владимир Путин согласился с предложением премьера Дмитрия Медведева поручить «Росатому» развитие СМП.
В итоге госкорпорация займется развитием инфраструктуры СМП, включая расположенные вдоль него морские порты, а также будет принимать решение о порядке сдачи в аренду федерального имущества в портах (то есть причальных стенок, подъездных путей и т.д.).
Главное — «Росатом» станет распорядителем и получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета и государственным заказчиком по госпрограммам, связанным с СМП. Только на развитие СМП и обеспечение судоходства в Арктике «Росатом» получит из федерального бюджета 35,4 млрд рублей. Средства будут выделяться по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», содержащей подпрограмму «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике».
Портовая инфраструктура будет финансироваться по другой подпрограмме — «Формирование опорных зон развития» («обеспечение реализации крупных инфраструктурных проектов в Арктике, модернизация транспортной и обеспечивающей инфраструктуры»). Но в приложении «Ресурсное обеспечение» никаких средств не указано.
Всего, по оценкам экспертов, на развитие судоходства и модернизацию инфраструктуры потребуется около 100 млрд рублей.
В законопроекте четко указано, что права «Росатома» как оператора распространяются на акваторию СМП и расположенные в ней порты. Акватория СМП начинается у Новой Земли и заканчивается у Берингова пролива. В ней расположены порты: Амдерма, Сабетта, Новый порт, Диксон (со строящимся терминалом «Чайка»), Хатанга, Тикси, Певек, бухта Провидения. На их долю приходится всего 10% грузооборота Севморпути.
А большинство главных портов, ориентированных на экспорт и транзит грузов по СМП, лежат вне его акватории: Мурманск, Архангельск, Кандалакша, Варандей, Анадырь, Петропавловск-Камчатский. По итогам 2017 года из 73 млн тонн переваленных в портах Арктики грузов 51 млн приходится на Мурманск.
Развитие основных портов, а также обеспечение судоходства в Баренцевом и Белом морях и части акватории Тихого океана, не попадают в ведение «Росатома». То есть именно там, где формируются основные арктические транспортные, транзитные потоки, единого оператора не будет. На долю атомщиков остается только полуразрушенная инфраструктура портов «северного завоза».
Способность «Росатома» обеспечить арктическое судоходство у специалистов сомнения не вызывает. Дочерняя структура госкорпорации — «Атомфлот» — и сегодня занимается ледовой проводкой по СМП. Не вызывает особых вопросов и возложение на атомную корпорацию обязанностей по развитию энергетики СМП. Именно «Росатом» реализует проект строительства плавучих атомных электростанций для Севера и Дальнего Востока. Другое дело — развитие портовой инфраструктуры. Здесь у специалистов есть ряд серьезных вопросов.
«На Северном морском пути существуют два типа портов. Одни ориентированы на развитие экспортных перевозок и транзита. Другие — на внутренние перевозки, «северный завоз». Не только задачи, но и проблемы у них совершенно разные, и не понятно, как эти проблемы будет решать один орган», — переживает президент Арктической академии наук Валерий Митько.
Существует еще один аспект проблемы. «Есть старые многопрофильные порты с большой долей государственного участия. А есть комплексы, построенные в последнее время крупными компаниями для удовлетворения собственных потребностей в экспорте продукции. В них доля федеральной собственности мала, но она тоже есть. До сих пор не ясно, как будут строиться взаимоотношения собственников таких портов с «Росатомом». Ведь у него будет право закреплять федеральное имущество в хозяйственном ведении подведомственных ему предприятий, а также устанавливать порядок сдачи в аренду федерального имущества и т.д.», — говорит директор ООО «Гекон» Михаил Григорьев.
Еще больше вопросов по поводу развития социальной инфраструктуры. «Северным морским путем нужно заниматься комплексно. Причем не только непосредственно на побережье Северного Ледовитого океана», — подчеркивает Валерий Митько. «Очень важно знать, как «Росатом» будет подходить к вопросам развития населенных пунктов. Пока это совершенно не ясно», — комментирует ситуацию президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Игорь Шпектор.
«Готов ли «Росатом» возглавить и обеспечить, в том числе кадрами, эффективность описанной системы? Вопрос можно было бы сделать менее острым, если бы корпорации или какому-то иному органу передали функции не управления, а координации вопросов, связанных с развитием СМП. Такая передача, скорее всего, должна носить временный характер, до формирования устоявшейся структуры транспортной системы Севморпути, определения ключевых участников и разделения между ними связанных с этим функций»,
— полагает Александр Кириченко, директор института международного транспортного менеджмента.