Борьба за контроль над Севморпутем, разыгравшаяся в 2017 году, подходит к концу. После принятия закона о наделении «Росатома» функциями единого инфраструктурного оператора на СМП в конце 2018 года Минтранс и госкорпорация согласовали все ключевые моменты и договорились о передаче в ведение «Росатома» ФГУП «Гидрографическое предприятие».
Ответственное за навигационно-гидрографическое обеспечение на Севморпути ФГУП «Гидрографическое предприятие» (ГП) переходит от Минтранса в ведение госкорпорации «Росатом». Об этом сообщил замглавы управления развития СМП и прибрежных территорий дирекции Севморпути «Росатома» Михаил Белкин на конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», организованном Portnews. В структуре «Росатоме» ФГУП ГП займется навигационно-гидрографическим обеспечением, то есть будет издавать рекомендации по маршрутам, системам позиционирования судов, а также управлению и строительству инфраструктуры на СМП.
Передача ФГУП ГП фактически подводит итог борьбы за контроль над СМП, которую госструктуры вели с 2017 года. В конце 2018 года «Росатом» получил полномочия единого инфраструктурного оператора СМП. Закон предусматривает принцип «двух ключей», по которому разрешения на плавание остаются в ведении Минтранса, но выдаются по согласованию с «Росатомом». Правила плавания утверждает правительство, как и порядок совместного навигационно-гидрографического обеспечения.
Как уточнил журналистам газеты "Коммерсантъ" (“Ъ”) Михаил Белкин, сейчас «Росатом» и Минтранс урегулировали все ключевые разногласия, небольшие вопросы по передаче конкретного имущества или завершению конкретных работ будут решаться на «тактическом уровне». «Росатом», выполняя функции единого инфраструктурного оператора, будет оказывать функции «одного окна», что поспособствует развитию транспортного коридора и облегчит работу судоходным компаниям, пояснил господин Белкин. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что «Атомфлот» будет отвечать за все, что движется по акватории СМП, а за ГП закреплена береговая инфраструктура, обеспечивающая безопасность мореплавания.
В Минтрансе “Ъ” сообщили, что согласовали проекты указа президента и постановления правительства о закреплении ФГУП ГП в ведении «Росатома». У министерства остаются функции по обеспечению безопасности мореплавания в акватории СМП — выдача разрешений, государственный портовый контроль (капитаны морских портов), системы обеспечения безопасности мореплавания, аварийно-спасательная готовность, выполнение функций координатора районов NAVAREA, поиск и спасание и т. д. В части навигационно-гидрографического обеспечения «Росатому» передается исключительно хозяйственная функция — промеры, уточнили в Минтрансе.
Проект указа президента о передаче ФГУП ГП был опубликован на regulation.ru в середине декабря, все необходимые документы внесены на прошлой неделе. Исходя из версии паспорта проекта «Северный морской путь» магистрального плана развития инфраструктуры, на навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства на трассах СМП в 2019–2024 годах заложено 7,44 млрд руб., еще 20,5 млрд руб. планируется потратить на строительство гидрографических и лоцмейстерских судов. Источники “Ъ” утверждают, что эти цифры актуальны.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев уверен, что передача ФГУП ГП в ведение «Росатома» — закономерное и обоснованное решение. Если брать на себя ответственность за обеспечение устойчивого арктического судоходства, его навигационной безопасности, отмечает эксперт, надо не только консолидировать управление ледокольным флотом, но и системно решать сопутствующие задачи, в том числе связанные с подготовкой глубоководных трасс, картированием лимитирующих глубин на подходах к портам и т. д.