13 марта новосибирский учёный, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН Дмитрий Эпштейн рассказал владимирским школьникам, как астрономия может пригодиться в обычной жизни. Лекция «Астрономия в школе: возвращение к звёздам» прошла в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки» и Всероссийской недели высоких технологий и технопредпринимательства.
«Я работаю в лаборатории, которая занимается расчётами того, как газ обтекает вокруг космических аппаратов. По сути, это решение задачи, как космонавтам благополучно вернуться домой и что сделать, чтобы спутники не падали», — объяснил Дмитрий Эпштейн.
Ответить на вопрос, где мы находимся, по мнению спикера, не так просто: всегда нужно выбирать систему отсчёта. Мы живём на планете Земля, а она – космический объект, и с этой точки зрения мы в космосе. Это астрономический космос. Аэродинамический космос начинается на высоте 100 километров от Земли. Это линия Кармана, которая условно считается границей между атмосферой и космосом. На этой высоте атмосфера становится настолько разреженной, что аэродинамическая авиация становится невозможной.
Следующая условная граница космоса – 110 километров. Именно такая толщина атмосферы влияет на климат и погоду, и это метеорологический космос. А вот антропологический космос начинается уже с высоты 5,5 километров над уровнем моря. Недостаточное содержание кислорода в атмосфере на этой высоте приводит к серьёзным проблемам со здоровьем, если находиться там слишком долго.
«Астрономия – это наука о том, что где находится, а космонавтика отвечает на вопрос, как туда попасть. Мы более 60 лет живём в космической эре. Она началась 4 октября 1957 года, когда был запущен первый в мире спутник – советский спутник-1. И поэтому уже пора знать свой космический адрес! Нужно представлять себе, в какой части Вселенной мы находимся и где расположена наша галактика относительно остальных», — уверен Дмитрий Эпштейн.
Астрономия помогает объяснить, например, смену времён года, и дело не в расстоянии от Земли до Солнца, а в наклоне земной оси. Астроистория помогает выяснить, что происходило миллиарды лет назад, астрофизика –понять процессы, происходящие внутри звёзд и механизмы формирования планет, астробиология – разобраться в механизмах эволюции и возникновении жизни на других планетах.
На занятии школьники также узнали, сколько раз Земля умещается на отрезке между Землёй и Луной, когда и почему на нашей планете закончится вода, сколько стоит подготовка одного космонавта и причину, по которой люди не летят на Марс: при современных технических возможностях полученная космонавтами доза космической радиации будет губительна для их здоровья.
Кроме того, Дмитрий Эпштейн продемонстрировал школьникам картинку, которая убедительно опровергает доводы сторонников плоской Земли. На ней можно увидеть «затмение плоскоземельщика»: тень на поверхности Луны, представляющую собой диск на спине у слонов, стоящих на огромной черепахе.
ИЦАЭ регулярно организует лектории в рамках проекта «Энергия науки». Цель проекта – дать возможность жителям регионов России пообщаться с учёными федерального уровня, обсудить последние новости науки и познакомиться с прорывными отечественными и зарубежными технологиями.