О том, как бережливые технологии «Росатома» помогают больницам в борьбе с коронавирусом, ранее уже сообщалось. Теперь об этом из первых рук узнал и президент. На встрече Владимира Путина с представителями отраслей экономики, столкнувшихся с последствиями COVID-19, о ПСР вспомнили сразу несколько врачей из Москвы и Приволжья. Они рассказали, как бережливые технологии помогли им в период пандемии оптимизировать процесс приема пациентов, сократить очереди машин скорой помощи и разгрузить врачей, занятых бумажной работой.
Владимир Путин, президент России:
— В экстремальных условиях, когда самым ценным ресурсом для нас было время, многие предприятия скорректировали подходы к организации бизнеса. Серьезным заделом в этой работе стали подходы, апробированные в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». В частности, по устранению неэффективных производственных процессов, внедрению методов бережливого производства. Например, «Росатом» совместно с ФМБА реализовал проекты по повышению эффективности работы медицинских организаций. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Белгороде создали систему от звонка пациента в скорую помощь до первого назначения врача в стационаре. Это позволило сократить время до начала оказания медицинской помощи больным.
Михаил Мурашко, министр здравоохранения
— Во время пандемии огромное количество монопрофильных пациентов стало стресс-тестом для всей системы здравоохранения. На сегодняшний день в России через госпитальную сеть прошло более 500 тыс. пациентов. Формат индустриального подхода к маршрутизации пациентов, системе диагностики и лечения был просто необходим. Логистика потока и численность персонала тоже требовали новых подходов. В целом по стране за короткий промежуток времени пришлось переобучить более 1,4 млн специалистов. Внедрение бережливых технологий совместно с «Росатомом» в системе здравоохранения позволило уже на этапе стационарной помощи оптимизировать ряд процессов, освободить медицинский персонал от непрофильных функций, а часть рутинных процессов перевести на немедицинских работников.
Сергей Обозов, директор по развитию ПСР «Росатома»
— За пределы отрасли ПСР вышла в 2016 году с проектом «Бережливая поликлиника», а затем и «Бережливый регион». Эти наработки очень пригодились в период пандемии, когда офис ПСР запустил проект по оптимизации работы больниц, принимающих пациентов с COVID-19. Мы поработали с хирургическим Центром Пирогова, использовали подход ритмичной работы по времени такта при приеме пациентов, доставленных скорой. Создали врачебные бригады с гибкой численностью. В стационарах ФМБА наши добровольцы были на границах красных зон. Из опыта работы выяснилось, что время протекания сквозного потока от звонка пациента в скорую помощь до размещения его в палате можно сократить в 5,5 раза.
Во время пандемии ПСР поработала не только в больницах. Так, ковровскому заводу крупнейшего в России производителя матрацев «Аскона» сотрудники ПСР помогли за месяц перейти на производство спецкостюмов, подняв выпуск со 190 до 700 комплектов в сутки. В Нижнем Новгороде на оборонном заводе им. Петровского при помощи ПСР создан новый конвейер по производству оборудования для обеззараживания воздуха. Теперь в смену получается выпускать 50 приборов вместо восьми.
Конечно, активная работа велась в «Росатоме». Мы не остановили ни одной стройки, ни одного производства, максимально сберегая людей. Вот пример дивизиона по производству ядерного топлива: сместили на 15–20 минут рабочие графики цехов, повысили пропускную способность проходных, сократили время тестирования работников в 12 раз и т. д. Из 22,5 тыс. сотрудников ТВЭЛ заболели 94, при этом ни одного заражения на работе, все вне работы.
Сергей Романов, директор Приволжского окружного медицинского центра ФМБА России
— Основные направления нашей работы — кардиология, онкология и трансплантология. В апреле руководство региона поставило перед нами задачу в двухнедельный срок перепрофилировать центр реабилитации в ковидный госпиталь. Мы обратились за помощью к коллегам из «Росатома». Используя инструменты ПСР, детально проработали все звенья: маршрутизацию скорой помощи, диспетчеризацию, поступление в приемный покой, работу службы лучевой диагностики и управление коечным фондом. Мы запустились вовремя, избежали очередей скорой помощи, уменьшили время пребывания пациентов в приемном покое. Готовы тиражировать опыт.
Александр Самойлов, гендиректор Федерального медицинского биофизического центра им. Бурназяна ФМБА России
— В мирной жизни мы обслуживаем контингент «Росатома», «Роскосмоса», сотрудников предприятий оборонно-промышленного комплекса. Примерно 20 тыс. больных в год. Новая коронавирусная инфекция внесла коррективы в нашу работу. Мы оказались одним из первых медицинских учреждений в Москве, которые перепрофилировали для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией. На базе нашего центра создан единый кол-центр ФМБА, который распределял пациентов в Москве между клиниками ФМБА в зависимости от тяжести состояния. Кол-центр за эти месяцы маршрутизировал 4 тыс. пациентов, самых тяжелых мы брали на себя, это около 400 человек. Работа в новых условиях сразу выявила узкие места. Мы перешли на электронный документооборот, отказались от бумажных носителей. Внедрили специальную систему контроля в чистой зоне. Мы ведь не могли отказать в помощи людям, которые лечатся в чистых корпусах: это пациенты онкологического, гематологического профилей. За время пандемии мы пролечили 1845 таких пациентов, более 100 получили лучевую терапию. Когда появляются условно инфицированные пациенты, врачу необходимо быстро реализовать план действий, чтобы не допустить инфекционных очагов. Тот анализ, который мы сделали со специалистами «Росатома», позволил увидеть узкие места и сократить время принятия решения в 10 раз — с 30 до трех минут. При этом мы не допустили появления ни одного крупного инфекционного очага.
Николай Соломон, гендиректор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда
— С начала пандемии коронавируса мы решали задачу роста объемов производства средств индивидуальной защиты. Перебросили ресурсы из национального проекта «Производительность труда» на 10 предприятий — производителей СИЗ. За месяц работы удалось кратно увеличить объем производства. Например, производитель дезинфицирующих средств «Интерсэн» нарастил производство с 11 до 30 тыс. л в месяц. «КазхимНИИ» за месяц удвоил объем производства, до 600 защитных костюмов. Костяк нашего федерального центра — выпускники Производственной системы «Росатом». В своей работе используем такие же методики и принципы. Мы работаем в пяти базовых несырьевых отраслях: обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и ЖКХ.