Очередной визит корреспондента еженедельника ОИЯИ на стройплощадку «Комплекса NICA» состоялся сразу после ослабления режима допуска сотрудников на рабочие места ОИЯИ. Ознакомление с ходом реализации проекта и обход строительных объектов традиционно прошел в сопровождении заместителя главного инженера Андрея Дударева и заместителя начальника ОКС Юрия Баландина от ОИЯИ. О текущем состоянии дел, влиянии пандемии на планы и изменении формата работы рассказали специалисты компании АО «ШТРАБАГ»: заместитель руководителя проекта Эмзар Садгобелашвили и руководитель проекта по инженерным системам Мусабег Магомедов.
Как сообщил Мусабег Магомедов:
«Прежде всего хотелось бы сообщить, что на данном этапе нам удалось организовать работу таким образом, чтобы ОИЯИ мог одновременно реализовывать свои обязательства по международным контрактам. Исходя из этого Институт определил для нас первоочередные этапы строительства.
Первый этап – это максимальная строительная готовность павильона MPD под монтаж высокотехнологичного оборудования.
Второй этап – строительная готовность помещений каналов транспортировки пучка (КТП). На этих участках планируется поставка оборудования от зарубежных партнеров ОИЯИ. Данный этап заканчивается стыковкой строящегося здания коллайдера NICA с реконструируемой частью здания №1 и старого измерительного павильона.
Третий этап – это помещения системы электронного охлаждения (СЭО), а также примыкание к павильонам MPD и SPD.
К сожалению, пандемия внесла корректировки в работу строительной площадки. Команда проекта (ОИЯИ-ШТРАБАГ-КОМЕТА) столкнулась с дополнительными и непредвиденными задачами, решение которых требовало оперативной и слаженной работы. В условиях, когда многие специалисты ОИЯИ перешли на дистанционный режим работы, немного снизилась оперативность согласований документов и решений. Но несмотря на то, что снизился темп работ, в связи с необходимостью согласовывать какие-то действия, руководство Института и руководство «ШТРАБАГ» приняли все необходимые меры для того, чтобы строительство не останавливалось ни на один день. Более того, общестроительные работы, такие как возведение кирпичных стен, металлические конструкции, кровельные работы, устройство фасадов и бетонные работы – продолжались в обычном режиме».
Противовирусные и санитарные меры принимались в соответствии с постановлениями губернатора. Даже наше интервью мы записывали в комнате для переговоров, где столы были расставлены с соблюдением социальной дистанции. Представители АО «ШТРАБАГ» рассказали о том, что два раза в день медицинские работники измеряют температуру строителям. Каждому работнику ежедневно после замера температуры выдаются медицинские маски в количестве четырех штук и пара резиновых перчаток. Строительный городок оборудован дезинфицирующими средствами и средствами личной гигиены. Помимо этого, в начале пандемии было проведено общее тестирование на короновирус всех сотрудников, а впоследствии (в соответствии с постановлением губернатора) десять процентов персонала еженедельно сдают тесты. «Надо отметить, – добавляет Андрей Дударев, – что компания «ШТРАБАГ» одна из первых в Дубне организовала и провела массовое тестирование сотрудников».
На вопрос, что же происходит сейчас на площадке, Мусабег Магомедов отвечает:
«Первое, о чем хотелось бы проинформировать читателя, – технологическое оборудование коллайдера представляет собой уникальный комплекс электрофизического оснащения, которое включает в себя в том числе источники питания систем и элементов коллайдера (силовые шкафы с преобразователями, трансформаторами, аппаратами защиты). Наши специалисты понимают, что имеют дело с прежде всего энергетической установкой, а значит в первую очередь должны быть построены все трансформаторные подстанции. Мы активно ведем строительство пяти электрических подстанций для комплекса зданий общей установленной мощностью электрооборудования 12 804 кВт. (Расчетная мощность по инженерному оборудованию составляет 8943 кВт.) На сегодняшний день четыре из пяти подстанций смонтированы на площадке, и в них ведутся пусконаладочные работы. Выполнение этих видов работ производится в ранее согласованные сроки с завершением монтажа в июле 2020 года. На конец сентября планируется ввод их всех в эксплуатацию. Это сейчас для инженерного отдела генподрядчика основная задача, которую в ближайшее время нам необходимо реализовать. От этих подстанций мы уже, соответственно, начнем снабжать электроэнергией наше здание и оборудование – как инженерное, так и технологическое.
Одновременно подготовлены и переданы генподрядчику оставшиеся проекты по вводу инженерных коммуникаций непосредственно в здание. Инженерная инфраструктура вокруг здания была построена в предыдущие годы, и нам приятно осознавать, что мы приступили к работам по вводу коммуникаций в само здание. Их достаточно много, пока порядка 43 вводов различных инженерных систем. Естественно, необходимо соблюсти все технологические процессы так, чтобы не нарушить основание здания. Это второе.
Третье – у нас продолжаются общестроительные работы: монтаж металлических конструкций, фасада, кровли, бетонные и отделочные работы. На сегодняшний день основные бетонные работы закончены, остался только участок примыкания КТП к зданию №1 старого измерительного павильона».
Примыкание каналов транспортировки пучка к зданию синхрофазотрона – один из самых ответственных участков строительства. Сложности добавили многочисленные коммуникации, отсутствие за давностью лет чертежей и схем. В буквальном смысле здесь приходилось вести земляные и демонтажные работы, изучая по факту старые коммуникации, думать и совместно со специалистами ЛФВЭ решать, что с ними делать, генпроектировщику выпускать дополнительные проекты по представленным техническим решениям – и так, шаг за шагом, продвигаться к намеченной цели.
«Я попробую восстановить хронологию, – рассказывает М. Магомедов. – Было сделано усиление кабельной эстакады – чтобы ее сохранить, смонтированы специальные подпорки. Сейчас уже имеется проект реконструкции действующей кабельной эстакады. Затем в районе примыкания КТП к зданию старого измерительного павильона был ряд сложных моментов, связанных с тем, чтобы не повредить существующее здание при сносе. Соответственно приходилось вести работы по демонтажу старых конструкций и, уже освободив участки, прокладывать под строящимся зданием закладные под инженерные коммуникации как по электроснабжению старого измерительного павильона, так и дренажные работы. На сегодняшний день фундаменты и стены каналов транспортировки пучка и примыкания к зданию выполнены.
На снимке видно, что старая кладка и штукатурка демонтируется, будет подготовлена поверхность и нанесена новая штукатурка, будут забетонированы перекрытия между старым и новым зданием. Все это впоследствии закроется и следа от старого участка не останется. На этом участке приходится работать в стесненных условиях и одновременно восстанавливать инженерное оборудование, которое там было. В частности, были демонтированы вентиляционные установки П-1 и установки подпора воздуха П-3, которые раньше работали на входе в здание старого измерительного павильона. Теперь там будет проведена реконструкция и замена оборудования на более современное».
Каналы транспортировки пучка (вернее, два его отрезка) образуют треугольник с частью кольца коллайдера. Как рассказал Эмзар Садгобелашвили, уже до конца месяца внутреннее пространство треугольника будет замкнуто, а пока здесь есть технологический проезд. Перед закрытием проезда необходимо завершить следующие работы: водоотведение, молниезащиту и заземление, а также работы по благоустройству этой территории.
Долгожданное событие первого этапа – сдача павильона MPD для монтажа детектора – уже на подходе. А пока инженеры Института и строители приступили к совместным работам. В частности, выполнены отделочные работы в приямке павильона и завезены для дальнейшего монтажа элементы магнитопровода. Со стороны генподрядчика в приямке для детектора осталось залить антистатический эпоксидный пол. В ближайшие недели ОИЯИ сможет приступить к сбору ложемента для MPD.
Что касается павильона SPD, то в настоящее время его возведение отстает от MPD. «Силовой пол в приямке павильона (бетонная плита, в которой находятся закладные детали, каналы, конструкции) залит, – говорит Эмзар. – На следующей неделе планируем начать работы по устройству силового пола на отметке ноль. Также планируем приступить к фасадным работам с торцевой части здания по обшивке стен сэндвич-панелями. На SPD установлен кран для монтажа оборудования, идет его наладка и подготовка к сдаче Ростехнадзору».
Пешеходная галерея, которая соединяет павильоны MPD и SPD, разделена пополам на пешеходную и коммуникационную части. С этой стороны — пешеходная, с окнами и витражами
Визуально строительная картина комплекса NICA выглядит внушительно. Фасад павильона MPD уже готов. Готов и фасад прилегающего к нему здания СЭО, внутри возведены и оштукатурены перегородки и стены. Около строительного городка Мусабег обращает внимание:
«Здесь в земле находится насосное оборудование, которое понижает грунтовые воды, – создана дополнительная система дренажа. Это незаметная с виду работа, однако достаточно объемная, так как уже в разгаре строительства было принято решение о необходимости дренажа вокруг здания и в этих стесненных условиях пришлось строить еще одну новую инженерную систему. Сейчас работы уже выполнены, и система работает».
Предстоящие работы по другим крупным инженерным системам прокомментировал Ю. Баландин:
«В настоящее время мы занимаемся согласованием с компанией АО «ШТРАБАГ» результатов конкурса на монтаж оборудования холодоснабжения и водоохлаждения электрофизического оборудования. Подрядчик предложен, пытаемся использовать преференции Института в плане налоговых и таможенных льгот, улучшить ценообразование и начать работы. На очереди то же самое по системам общеобменной и противопожарной вентиляции. Проведен конкурс, согласовываются ценовые условия. Происходит это довольно долго – мы обязаны проверять предложения на предмет соответствия государственным расценкам, утвержденной методике сметной стоимости строительства».
- На площадке в течение июня месяца работает 200–250 специалистов.
- Они представляют 14 мобилизованных генподрядчиком компаний.
- Объем железобетонных конструкций – ориентировочно 65 000 м3. Выполнено 62 000 м3.
- Объем металлических конструкций – ориентировочно 3000 тонн. Выполнено 2800 тонн.