Шведское управление по радиационной безопасности (SSM) сегодня одобрило независимые системы охлаждения активной зоны, внедряемые операторами атомных электростанций страны. От операторов потребовали внедрить такие системы после аварии на АЭС “Фукусима”. Новые системы охлаждения должны были быть установлены к концу этого года, чтобы реакторы смогли продолжить свою работу.
Все европейские атомные электростанции должны были пройти стресс-тесты после аварии на японской АЭС «Фукусима» в марте 2011 года. Рекомендуемые меры по повышению безопасности были разработаны на основе экспертных оценок этих стресс-тестов.
В октябре 2014 года SSM объявила о двухэтапном этапе модернизации, который она хотела бы видеть на действующих в Швеции ядерных энергетических реакторах. К 2017 году все реакторы должны были иметь независимые системы, обеспечивающие наличие электроэнергии и воды для аварийного охлаждения в течение 72 часов. SSM заявила, что это требование может быть выполнено с помощью таких средств, как мобильные дизельные генераторы и внешние накопители воды. К концу 2020 года регулирующий орган потребовал, чтобы на станциях была создана «прочная постоянная установка, включающая электроснабжение и системы перекачки воды и внешний источник воды, независимые от тех, которые используются в существующих системах аварийного охлаждения».
Данные системы также должны выдерживать экстремальные внешние воздействия, такие как значительно более сильные погодные условия, уровни морской воды и землетрясения, чем существующие системы безопасности. Установка таких систем потребовала инженерных работ глубоко внутри здания реактора и, возможно, его первого контура теплоносителя.
Регулирующий орган завершил обзор работ, выполненных компаниями-операторами Forsmark Kraftgrupp AB, OKG AB и Ringhals AB по установке независимых систем охлаждения активной зоны на блоках первых трех блоках АЭС “Форсмарк”, третьем блоке АЭС “Оскархамн” и третьем и четвертом блоках АЭС “Рингхалс”.
SSM сообщила, что операторы завода в основном выполнили установленные условия и требования. Тем не менее, регулятор выявил ряд недостатков в отчетах лицензиатов, включая текущую методологию анализа сейсмостойкости, отчетности устойчивости к экстремальным температурам и отчетов вероятностного анализа безопасности. SSM проинструктировала энергетические компании устранить выявленные недостатки, но отметила, что они «не влияют напрямую на физическую установку и не считаются отрицательно влияющими на существующие функции безопасности».
«Внедрение независимого охлаждения активной зоны означает значительное повышение безопасности, а устойчивость АЭС к экстремальным внешним воздействиям была значительно усилена», - сказала Карин Лильеквист, руководитель проекта SSM по анализу безопасности, - «Таким образом, считается, что лицензиаты соответствуют условиям эксплуатации реакторов после 2020 года, принятым Управлением радиационной безопасности Швеции в 2014 году».
«Внедрение систем независимого охлаждения активной зоны является крупнейшей отдельной мерой в национальном плане действий Швеции после стресс-тестов ЕС», - добавил Майкл Кнохенхауэр, глава отдела ядерной безопасности SSM, - «Большинство мер в этом плане уже реализованы, и мы ожидаем, что сможем отчитаться перед ЕС в 2021 году».
Компания Vattenfall заявила, что инвестировала около 3 миллиардов шведских крон (363 миллиона долларов США) в дополнительные системы безопасности для реакторов третьего и четвертого блоков АЭС “Рингхалс” и первых трех блоков АЭС “Форсмарк”. В Vattenfall отметили, что решения, используемые на АЭС “Форсмарк” и “Рингхалс”, отличаются, поскольку энергоблоки АЭС “Форсмарк” представляют собой реакторы с кипящей водой, а энергоблоки АЭС “Рингхалс” - это реакторы с водой под давлением.
«Данное утверждение означает, что АЭС “Форсмарк” и “Рингхалс” добавили независимую систему безопасности к уже безопасным объектам», - сказал Торбьорн Вальборг, руководитель производства компании Vattenfall, - «Теперь мы можем продолжать планировать дальнейшую эксплуатацию наших ядерных реакторов на следующие десятилетия».