Министерство энергетики США (DOE) получило разрешение от Ассоциации американских железных дорог США (Association of American Railroads, сокращённо AAR) на производство и испытания нового специализированного вагона под названием Fortis для перевозки отработанного ядерного топлива.
Новый железнодорожный вагон Fortis для перевозки ОЯТ
Fortis – это один из двух новых типов вагонов для перевозки грузов первого класса безопасности, разработкой которых занимается DOE, и серийное производство и эксплуатация которых может начаться в течение следующих пяти лет.
Fortis представляет собой это восьмиосный железнодорожный вагон с установленной на нём плоской платформой, на которой могут перевозиться крупные контейнеры с ОЯТ или высокорадиоактивными отходами. Вагон оснащён системой высокотехнологичных датчиков и систем мониторинга, которые могут сообщать операторам информацию о состоянии контейнера по 11 параметрам в режиме реального времени.
Разработка этого проекта была завершена в начале 2021 года при технической поддержке входящей в состав DOE Тихоокеанской Северо-Западной национальной лаборатории. Полученное разрешение позволяет изготовить экспериментальный образец нового вагона и начать его испытания.
Новый железнодорожный вагон Atlas для предприятий ЯОК
Вторым вагоном, получившим разрешение на перевозку радиоактивных материалов, является созданный по заказу Министерства обороны США вагон для перевозки высокорадиоактивных материалов, в первую очередь отходов предприятий ядерного оружейного комплекса. Этот вагон под названием Atlas является 12-осным и обладает большей, чем Fortis грузоподъёмностью.
Ожидается, что разрешение от AAR на эксплуатацию этих вагонов будет получено к середине 2020-х годов. Как отмечает издание World Nuclear News, «сочетание этих двух типов вагонов позволит обеспечить большую гибкость при транспортировке отработанного топлива и высокоактивных радиоактивных отходов на объекты захоронения».
Развитие системы транспортировки ОЯТ в США необходимо в связи с проблемой обращения с ОЯТ, образующегося в результате работы более 100 энергоблоков американских АЭС (94 действующих и около 20 остановленных). Централизованный пункт захоронения ОЯТ, создания которого требует законодательство, до сих пор не создан, и контейнеры с отработавшим ядерным топливом находятся на пристанционных хранилищах рядом с АЭС. Учитывая, что вопрос с созданием пункта захоронения ОЯТ рано или поздно будет решён, США необходимо создание соответствующей транспортной инфраструктуры.