Во ФГУП «Атомфлот» состоялся семинар «Анализ итогов зимне-весенней навигации 2020-2021 годов в акватории Северного морского пути». На онлайн-площадке мероприятия встретились 40 представителей компаний-судовладельцев, нефтегазовых и горнорудных компаний, государственных организаций и структур, осуществляющих свою деятельность в акватории Северного морского пути и регулирующих арктическое судоходство.
Основная цель данного семинара – обмен опытом, обсуждение актуальных вопросов организации судоходства в акватории Севморпути.
«Главными событиями зимне-весенней навигации для ФГУП «Атомфлот» стала первая навигация головного универсального атомного ледокола «Арктика» проекта 22220, – отметил в своем приветственном слове к участникам семинара первый заместитель генерального директора – директор по судоходству Леонид Ирлица. – Впервые в этом году мы с компаниями «НОВАТЭК» и «Совкомфлот» осуществили исторический сверхпоздний рейс танкера-газовоза под проводкой атомного ледокола «50 лет Победы».
Тема безопасности арктического мореплавания стала одной из ключевых на семинаре. ФГУП «Атомфлот» вынуждено отвлекать атомные ледоколы от работ по контрактным обязательствам для обеспечения аварийных операций с судами.
Например, в декабре 2020 года, теплоход «Спарта III» оказался заблокированным во льдах Енисейского залива. Сложностью в проводке стало наличие у судна бульба. Конструктивная особенность носовой части судна не позволила взять теплоход на буксир методом «вплотную». Судно пришлось буксировать двумя ледоколами: дизельный «Адмирал Макаров» вел «Спарту III» на буксире, ледовый канал прокладывал атомный ледокол «Вайгач». Средняя скорость буксировки составила – 3,2 узла. Еще одно судно, не приспособленное для плавания в ледовых условиях арктического региона, теплоход «Енисей», простояло в ожидании помощи 1,5 месяца и было выведено из акватории атомным ледоколом «Ямал». На вывод данного судна на скорости 2,5 узла было затрачено 8 суток.
«Это всего два примера деятельности судовладельцев и фрахтователей, – сказал начальник штаба морских операций-заместитель директора по судоходству ФГУП «Атомфлот» Владимир Арутюнян. – Призываю всех участников процесса плавания при намерении направить судно в акваторию Северного морского пути обращаться в «Атомфлот» для подтверждения возможности безопасного ледового плавания в сопровождении атомного ледокола».
Участникам семинара в режиме онлайн продемонстрировали Штаб морских операций Росатомфлота и рассказали о возможностях автоматизированной системы управления Центра организации плавания судов.
В настоящее время ведутся работы по созданию Единого центра управления плаванием, который позволит оптимизировать маршруты движения судов и расстановку атомных ледоколов в акватории Северного морского пути. Конечной целью внедрения продукта будет переход на автоматическую маршрутизацию в Арктическом регионе, что повысит его логистическую составляющую, обеспечит максимальную безопасность движения судов и отразится на коммерческой привлекательности Севморпути.